Феномен Бэнкси и современное граффити: тулякам рассказали об уличном искусстве

22 мая в тульской «Октаве» стартовал проект «Арт в Октаве». Туляков и гостей города приглашают посетить лекции о современном искусстве для расширения кругозора, поиска единомышленников и своего места в творчестве. В субботу перед туляками выступила куратор Urban Art Фонда поддержки современного искусства «Винзавод» Сабина Чагина.

Феномен Бэнкси и современное граффити: тулякам рассказали об уличном искусстве
Творческий индустриальный кластер "Октава". Фото: МК в Туле

Эксперт рассказала слушателям о стрит-арте в контексте современного искусства и назвала самые продвинутые города с граффити. И это не Москва или Питер, как вы могли подумать.

Стрит-арт – это не только граффити

Уличное искусство – более широкое понятие, чем просто граффити (ударение ставится на второй слог), уточнила Сабина Чагина. Когда художник использует городское пространство для творчества, получаются не только надписи и картины на стенах и заборах, но и «городские интервенции», уличные перфомансы, «взлом рекламы», «искусство соучастия».

Граффити – это базовое понятие в уличном искусстве, но не исчерпывающее.

Мурал в Центральном переулке Тулы. Фото: МК в Туле

Наскальная живопись

Уличные художники отсчитывают историю своего творчества от наскальной живописи, поэтому граффити признано древним искусством.

Наскальные рисунки и надписи появились как способ коммуникации и остаются таковыми по настоящее время. То есть техники меняются, а социальный смысл неизменен.

Признания в любви – наиболее распространенное содержание надписей.

Нью-Йорк семидесятых – колыбель современного граффити

В 70-х годах XX века Нью- Йорк переживал глубокий социально-экономический упадок. В 1975 году город стоял на пороге банкротства, а федеральные власти не спешили помогать ему вылезти из финансовой ямы.

Производства переезжали из города в другие страны с более теплым климатом и дешевой рабочей силой. Респектабельные граждане выехали жить за город, а на центральных улицах господствовали бедняки и приезжие мигранты, стремящиеся в Нью-Йорк за пособием для безработных. Ради экономии бюджета, городские власти сократили службы, в том числе штат полицейских. Результатом стал расцвет преступности и наркоторговли. Банды молодых безработных нью-йоркцев начали общаться между собой посредством надписей на стенах и вагонах метро.

Расцветает популярность Taki 183 – известного в те годы граффитиста Нью-Йорка.

В 1990 году новый мэр города решил положить конец преступности и бороться с граффитистами. Поначалу, полицейские меры принесли противоположный эффект: задержанные художники знакомились в камерах и создавали более прочные группы.

Граффити помогали молодежи жить в криминальной среде. Следующий мэр Нью-Йорка продолжил борьбу с преступностью, даже на самом мелком уровне. Постепенно обстановка стабилизировалась и граффитистов перестали «кошмарить».

Феномен Бэнкси

Среди уличных художников появились знаменитые имена Жан Мишеля Боскиа, Кита Харинга, Диего Риверы, Альфаро Сикейроса, Бэнкси.

Бэнкси впервые применил и развил технику трафарета. Официально художник находится в розыске, но при этом его работы продаются на аукционах за миллионы фунтов, а граффити, подписанные Бэнкси, на городских стенах власти закрывают от уничтожения защитными экранами.

Творчество художника «заглянуло» однажды даже в Тулу. 5 марта 2019 года у нас открылась выставка, на которой экспонировались два неизвестных принта с подписью Бэнкси.

Фото принтов Бэнкси с выставки в Туле в 2019 году. Два не самых известных принта Бэнкси привезли в Тулу. Фото: МК в Туле

«Бэнкси – это известный английский художник, который шифруется. Это его псевдоним, никто не знает его имени. Его работы в основном можно увидеть на зданиях, но стены же нельзя привезти на выставку, поэтому печатается принт», - сказала посетителям выставки заместитель гендиректора художественного музея Кузина Марина. 

О выставке читайте подробнее здесь:

Два не самых известных принта Бэнкси привезли в Тулу

Мурал в Туле. Феномен Бэнкси и современное граффити: тулякам рассказали об уличном искусстве. Фото: МК в Туле

Российский путь

В 1918 году в большевистской России появился декрет «О демократизации искусства», авторами которого выступили Маяковский, Бурлюк и Каменский.

Улицы признавались полотнами, на которых можно высказываться любому желающему.

Улицы – это праздник искусства для всех, а не только для избранных.

По мнению Сабины Чагиной, в России идеальное место, где необходимы граффити и муралы – это спальные районы типовых многоэтажек, где глазу не за что зацепиться.

Российское уличное искусство имеет свои культурные коды, среди которых эксперт отметила глубокую работу с текстом. Среди известных российских граффитистов – Кирил Кто и Паша 183 (ныне погиб).

Города, где нужно изучать граффити

В России самые продвинутые в смысле граффити – это Нижний Новгород и Выкса (Новгородская область).

За рубежом самые крутые – город Лодзь в Польше, район Wynwood в Майами (США) и район Бруклин в Нью-Йорке (США).

Следующая лекция проекта «Арт в Октаве» состоится 29 мая на тему ключевых направлений современного искусства. Лектор – искусствовед Мария Мороз.

Подробную программу лекций смотрите здесь:

Музей станка в Туле запускает цикл лекций «Арт в Октаве»

Читайте по теме уличного искусства в наших материалах:

Тульский «Харвест»: искусство улиц перенесено в Выставочный зал

«Нужно делать стиль»: как создавались и менялись тульские «Искра» и «Харвест» в руках Романа Устименко

Автор граффити "Спасибо врачам" рассказал о творческом пути от гаража до Казанской набережной

Тульские граффити: от веселых шиномонтажников до Пушкина и Толстого

Тульские граффити: от веселых шиномонтажников до Пушкина и Толстого

Смотрите фотогалерею по теме

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру