Я ухожу из дома, или Почему тульские подростки ищут лучшей жизни

"Чтобы понимать поведение другого человека, нужно, чтобы этот человек был значим для тебя", - говорит Александр Александрович Козлов, детский врач-психиатр ГУЗ "Тульская областная клиническая психиатрическая больница №1 им. Н. Каменева". За его плечами 40 лет непрерывной практики в области психиатрии.

Я ухожу из дома, или Почему тульские подростки ищут лучшей жизни
Фото: МК в Туле.

Корреспонденты "МК в Туле" обсудили со специалистом поведение сбегающих из дома детей. Поводом к разговору с экспертом стали два недавних случая, которые произошли в Тульской области: девочки-подростки из Богородицка и поселка Барсуки покинули дом в поисках, как им показалось, "лучшей жизни".

А в чем диверсия?

Столь необдуманные поступки детей могут брать свое начало в семье, где они растут, воспитываются. Как поясняет Александр Козлов, семья, с точки зрения психологии, в настоящее время "атакуется по всем направлениям". В некоторых семьях прослеживается ярко выраженная тенденция "идентичности" - то, как определяет себя человек.

Фото - https://pixabay.com/

"А в чем диверсия? Как оказалось, заключается она в том, что для некоторых, в том числе детей, "все мое - значимо - и никто не может меня в этом ограничивать". А может ли при этом человек верно себя идентифицировать, если он себя не ограничивает? Нет, он просто пресыщается", - говорит Александр Козлов. В подтверждение своим словам он приводит пример: разве можно научиться хорошо ездить на машине, если не соблюдать каких-либо ограничений и в части эксплуатации автомобиля, и в части соблюдения Правил дорожного движения? Ответ очевиден.

Реакция без взаимодействия

Семьи, в которых родители постоянно загружены работой, также попадают в группу риска: на девиантные поступки способны дети, которые лишены полноценного взаимодействия со своими родителями.

"Родители загружены работой, они устают. У них нет психологического ресурса на взаимодействие с детьми. Есть только реакция на то, что сделал ребенок", - говорит Александр Козлов. Он же уверяет, что в семье обязательно должно быть что-то общее, объединяющее.   

Фото - https://pixabay.com/

С детьми, по его словам, крайне важно уметь общаться, чувствовать их, слышать, понимать:

"Для того чтобы понимать поведение другого человека, нужно, чтобы этот человек был для тебя значим. Нужно быть настроенным на человека. Кроме того, в любой коммуникации всегда должны участвовать, как минимум два человека - родитель и ребенок. А лучше - оба родителя".

Это важные постулаты для любого общения между людьми, уточняет специалист.

Как в анекдоте, или Для чего на самом деле рожден человек...

Один из главных вопросов, который задают себе люди всех возрастов - это вопрос о смысле жизни. Иначе его можно трактовать как "для чего я родился?". Многие семьи ошибочно полагают, что их чадо должно воплотить нереализованные родительские мечты, чтобы быть счастливым, не принимая во внимание тот факт, что мечты, желания и цели у детей - свои собственные.

Фото - https://pixabay.com/

"Проще говоря, человек рожден не для того, чтобы радовать папу и маму. Это вторичное. Он рожден для того, чтобы реализовать себя, быть счастливым, чувствовать себя "в своей тарелке", жить интересно. И если все это ребенок получит в семье, сбегать из дома ему будет не за чем", - говорит детский врач-психиатр Александр Козлов.

Такой жизненный вектор ребенку можно задать, лишь понимая его. Так дети будут чувствовать, что значимы в семье, как следствие - так же важны для чада окажутся и его родители.  

Среди психологов, психиатров популярен анекдот:

"Во дворе играют дети. Раздается крик с балкона. – Вовочка, пора домой. – Мам, а что, я замерз? – Нет, ты не замерз, ты проголодался!"

Но "всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно..."

Свобода по Фрейду

По словам Александра Козлова, родители, чтобы избежать сложностей во взаимодействии с ребенком, с самого детства должны быть в уважительном с ним контакте. Речь идет о его свободе, о принятии его таким, какой он есть.

Фото - https://pixabay.com/

"Фрейд определил свободу как способность хотеть того, что ты хочешь на самом деле", - пояснил Александр Козлов. Важно задать ребенку правильный вектор: помочь определиться в тех или иных вопросах, но не навязывать свою позицию. Ребенку, по словам детского врача-психиатра, важна саморегуляция, чтобы он мог управлять собой и разбираться в жизни.

Коротко о главном

Какие семьи в группе риска?

  • Семьи, где родители загружены работой.
  • Семьи с неудачным опытом (развод, сложные взаимоотношения между супругами).
  • Созависимые семьи.

Почему дети уходят из дома?

  • Пытаются привлечь к себе внимание.
  • Уходят от наказания.
  • Стремятся освободится от лишней опеки и т.д.

Александр Александрович Козлов, детский врач-психиатр с ГУЗ "Тульская областная клиническая психиатрическая больница №1 им. Н. Каменева", говорит, что готового руководства к действию во взаимоотношениях с детьми нет. Все опубликованные в интернете, напечатанные в книгах или газетах "рецепты" могут помочь в 5% и навредить в 95%, потому что каждый случай индивидуален и требует комплексного профессионального подхода.

Читайте по теме:

Тульским пациентам нужен дневной стационар психдиспансера на Демидовской

Пациенты тульского психдиспансера переживают за свое будущее

В Туле закрыли психдиспансер: что будет с больными и персоналом

В Нижегородской области найдена пропавшая в Богородицке девочка.

Что известно о пропавшем в Туле ребенке.

Версия: пропавшая под Тулой девочка сбежала с отчимом.

Тульская полиция прокомментировала пропажу и поиск 13-летней девочки.

Тульские следователи выяснили, где находилась пропавшая 13-летняя девочка.