Кому нужны депутатские мандаты за 5 миллионов?

Руководители активных в тульском регионе политических партий собрались за «круглым столом» в редакции «МК в Туле» в формате временного перемирия перед схваткой. Предвыборные страсти к сентябрю будут только накаляться, взаимный поиск изъянов усиливаться, боевые стратегии избирательных кампаний готовиться к реализации.

Кому нужны депутатские мандаты за 5 миллионов?

В работе «круглого стола» на тему «Предвыборная Тула: изменения в правилах «игры» и стратегии политических партий» приняли участие несколько политиков, готовых к диалогу. Это координатор регионального отделения ЛДПР Илья Киндеев, руководитель регионального отделения партии «Яблоко» Владимир Дорохов, председатель Совета регионального отделения партии «Справедливая Россия» Сергей Гребенщиков, руководитель тульского отделения партии «Родина» Дмитрий Шатров, руководитель фракции партии «Единая Россия» в Тульской городской Думе Алексей Ионов.

Предвыборные вводные таковы, что накануне нового избирательного цикла в Тульской области меняется избирательное законодательство. Этот процесс совсем не новый для нашего региона. Тульские политики областного и муниципального уровня любят разнообразие и перед каждыми выборами меняют правила «игры». Но если областные депутаты уже определились с тем, как будут переизбираться, то городской парламент отчаянно тянет время. Непосвященным, но интересующимся людям не понятно зачем это делается. Непосвященным и не интересующимся – в принципе, все равно. Особенно, если учесть падение роли представительных органов власти в жизни страны в последние несколько лет.

На фоне общей бесполезности депутатов, которые полностью попали в подчинение исполнительной власти, кажется, что привлечь избирателей на выборы может только азарт предвыборной гонки при существенной политизации общества. Известно, что есть общероссийская тенденция угасания остроты избирательных кампаний: нет смысла «ломать дрова», нет ярких фигур, способных повести людей за собой. Но всегда остаются региональные особенности и уникальность момента.

Будут ли предстоящие выборы в Тульской области интересными для избирателей и участников избирательного процесса?

На этот вопрос каждый из экспертов «круглого стола» отвечал со своей стороны. Павлу Веселову важно, чтобы все прошло чисто, протоколы вовремя были введены в ГАСы, чтобы не было нарушений. Большие надежды председатель тульского Облизбиркома связывает в этом смысле с системой «Мобильный избиратель» и протоколами с QR-кодами. Компьютерные и телекоммуникационные технологии должны максимально облегчить работу избирательных комиссий. 110 КОИБов, имеющихся в распоряжении тульского избиркома, упростят подсчет голосов на самых крупных избирательных участках. Система видеонаблюдения снимет вопросы по чистоте голосования и оформлению результатов на УИКах. 

«Протоколы с QR-кодами позволяют нам максимально быстро вводить протоколы, чтобы ответить на главный вопрос, - уточнил Павел Веселов. - Когда пробивает восемь часов, кандидаты доходят до крайней степени нервного состояния, они начинают требовать, звонить, спрашивать: когда вы введете протоколы в ГАСы? Это важно потому, что после того, как введены протоколы в ГАСы, уже ничего нельзя изменить, чтобы система это не заметила.  Все, что введено в ГАСы, и скорость введения в них – это критерии прозрачности избирательной кампании. Протоколы с машиночитаемым кодом на прошлых муниципальных выборах позволили нам уже к 12-ти часам ночи ввести 88 процентов протоколов по Тульской области. А выборы были достаточно масштабные». 

Другой проблемный момент выборов – это явка избирателей. Для решения вопроса в прошлый раз бывший председатель тульского избиркома Сергей Костенко ввел «лепестковую» нарезку избирательных округов, сочетавшую городские и сельские территории. Такое, на первый взгляд, странное смешение решало определенные политические задачи. Во-первых, увеличивалась явка избирателей на выборы по каждому округу за счет более податливого на агитацию и праздники, организуемые на УИКах, сельского избирателя. Во-вторых, те же сельские территории «разбавляли» более протестно мыслящий город. Избирательные округа были утверждены на 10 лет, но политическая конъюнктура изменилась. Вопрос решили просто и на областном, и на городском уровнях. Изменили количество депутатов. Это, в свою очередь, потребовало и перенарезки округов.

На проблему не раз обращал внимание общественности Владимир Дорохов:

«Очень неудобно, когда изменения в избирательную систему и нарезку округов вносятся непосредственно перед выборами, - говорил он и на «круглом столе». - Хотелось бы, чтобы изменения вносились заранее. Хотя бы за год. Избирательные округа утверждаются на десять лет. И предыдущие округа, как нам обещали, утверждались на 10 лет. Но, как оказалось, достаточно изменить пропорцию на один мандат, и заново приходится перерезать все округа».

Нарезка округов для выборов в Тульскую областную Думу почти освободилась от «лепестковости». Но как теперь решать вопросы явки и критичного голосования горожан?

Павел Веселов сосредоточился на стимулировании интереса к выборам среди молодежи. В этих целях при тульском Облизбиркоме создан совещательный постоянно действующий орган – Молодежная избирательная комиссия Тульской области. Председатель избиркома уверен, что молодые люди лучше найдут общий язык между собой и у них появятся аргументы и площадки для достижения взаимопонимания со сверстниками.

Но, судя по всему, общественно-политическая ситуация сложилась так, что сейчас доминирующей партии, которая «заказывает музыку», не до забот о явке. Нужно удержать позиции после комплекса непопулярных реформ, затронувших интересы всех слоев российского общества без исключения. Приходит вполне логичное решение убрать в шкаф партийные знамена, под которыми был нанесен социальный удар, и выдвинуть на первый план личности кандидатов в одномандатных округах. В такой ситуации было бы логично вообще убрать партийные списки, но в «Единой России» есть давно остепенившиеся депутаты, которые хотят на новый срок в Думу, но не хотят принимать личное участие в избирательной кампании. Для этого контингента, возможно, партсписки вынужденно оставили.

«Важна кандидатура, личность. И не важно, как будет избираться человек, - говорил единоросс Алексей Ионов. -  Если кандидат ресурсный, в том числе, имеет определенные навыки и умение работать с населением, его изберут всегда: будь то одномандатный округ или пятимандатный. Потому что у него есть авторитет. Он его заработал своей честной, добросовестной работой».

Однако, если нет разницы, то зачем тогда было инициировано столько законотворческой работы, чтобы поменять избирательную систему накануне выборов? Причем, единороссы хорошо подстраховались от обвинений в «подминании» избирательного законодательства под себя, и организовали «инициативные» группы в обоих парламентах, состоящие из представителей всех партий, входящих в состав законодательных органов. Они, дескать, коллективным разумом и предложили переделать правила игры накануне старта.

В любом случае, есть шанс, что агитация в одномандатных округах выборы взбодрит.

«Отсутствие «шапки» (общерегионального списка кандидатов – прим. авт.) в списках кандидатов от политических партий – это честнее по отношению к кандидату, который работает на территории, это честнее по отношению к людям, которые приходят голосовать, - выразил свое убеждение по этому поводу Илья Киндеев. - Для партии маленький одномандатный округ – это самое удачное решение. Кандидат может обойти избирателей пешком».

Однако, Сергей Гребенщиков отметил, что спрятать партийную символику все равно не получится:

«Даже если кандидат будет скрывать, от какой партии от выдвигается, мы всем расскажем от какой он партии. И какие непопулярные решения ими были приняты, - отметил справедливоросс. - Любой кандидат понимает сильные и слабые стороны влияния партии на его избирательную кампанию. И если даже мы все пойдем самовыдвиженцами в бюллетенях будет написано кто кем выдвинут.  Кто какой партийный пост занимает, кто каким депутатом является. Все об этом будет написано. Главное  - говорить избирателям правду».

Светлана Аверина подчеркнула, что самая эффективная агитация была, есть и будет – это личная встреча кандидата с избирателями.

«Мы регион консервативный, у нас люди хотят общаться вживую, - заметила политтехнолог. - Им не нужны газетки в почтовых ящиках. Им нужно поговорить с человеком, увидеть его «вживую», чтобы понимать, что к нему можно будет потом прийти и он будет представлять интересы этих людей и защищать их».

Алексей Игнатов напомнил политикам о еще одном базовом принципе агитационной кампании – это ее тотальность.

«Кандидат должен присутствовать везде. Одних встреч тоже недостаточно.  Молодежь, например, на встречу с кандидатами не пойдет». 

В новой избирательной системе, при свежей нарезке избирательных округов кандидатам в депутаты, похоже, будет не скучно. Заинтересуются ли выборами избиратели – большой вопрос. Интриги кто победит – нет, практическая польза стремится к нулю. Даже политической драки кандидатов не предвидится.

Потому что бороться, в общем-то не за что. Политический вес депутатов сошел на нет. Старожилы тульской политики еще вспоминают, что когда-то областной депутат что-то решал, но эти времена ушли в прошлое. Правом законодательной инициативы пользуется исполнительная власть. А депутаты применяются в качестве нажимателей на кнопки для голосования.

По сведениям от информированных источников, входной билет в тульский областной парламент сейчас оценивается в сумму от 3 до 5-ти миллионов рублей, которые сразу надо положить в партийную кассу. При этом монетизировать вложенные средства по указанным выше причинам (а именно - депутат ничего не решает) не получится. Вместе с тем возникают дополнительные сложности в виде необходимости опубликования деклараций о своих доходах, работы «ногами» в одномандатных округах на выборах. А что взамен? Только пластиковая карточка для прохода в здание областной администрации, минуя бюро пропусков, и возможность подъехать к тому же строению на машине поближе. Солидные, уважающие себя люди, у которых есть необходимая сумма денег, в нынешних условиях на такую сомнительную авантюру не пойдут.

А что делать в городской Думе после изрядного вложения средств в избирательную кампанию? Если раньше депутаты делили муниципальное имущество, то теперь уже все поделено. Ничего не осталось.  

В итоге депутат мельчает, а вместе с ним мельчает все предвыборное движение, которое интересует очень узкий круг профессиональных политиков.

Паника в региональных рядах «Единой России» перед выборами вполне объяснима. В прошлом году государство, с которым уже полностью срослась партия, изрядно залезло своим гражданам в карман: повысило пенсионный возраст, НДС, транспортный налог, цены на коммунальные услуги.

Социальные последствия этих федеральных, и не только, новаций придется расхлебывать властям на местах, а кандидатам – в избирательных округах. Пропасть между властью и обществом растет. Каналу связи  чиновников и граждан – журналистам – постепенно затыкают рот законами Клишаса о фейках и оскорблении власти. 

И похоже, что изменение ситуации возможно только при глобальном перераспределении ресурсов и смене элит, которое, скорее всего, произойдет не ранее 2024 года.

Читайте материалы по теме:

Павел Веселов рассказал о новациях грядущей избирательной кампании

Алексей Ионов рассказал о своих планах на предстоящие выборы в Туле

Дмитрий Шатров: «Заскочить в Думу на федеральном авторитете на получится»

Сергей Гребенщиков об уменьшении партсписков на выборах в Туле: «Это не проблема»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру