«Хотя бы вы нас не бросайте!»
В июле на предприятии «Квант», учредителем которого является «Всероссийское общество слепых», сотрудников ознакомили с приказом о том, что увеличиваются нормы выработки, а расценка за каждую произведенную операцию снижается.
На заводе «Квант» трудятся около 30 инвалидов по зрению, они клеят стикеры со штрих-кодами на пластиковые сантехнические трубки и узлы.
Дневные нормы были и так достаточно высоки, каждый сотрудник должен был за 7 рабочих часов оклеить и сдать несколько тысяч деталей. Когда норматив не выполнялся, приходилось задерживаться, чтобы доделать работу.
Детали под оклейку неравноценны. На некоторые нужно не только наклеить стикер в строго определенное место, но и вставить нужной стороной резиновую прокладку. С такими сложными узлами нормы были практически невыполнимы.
Заработная плата слепых сотрудников на предприятии - 12830 рублей с налогами. Если нормы не выполняются, сотрудник получит еще меньше.
После ознакомления с приказом об изменении условий труда, ряд сотрудников отказались его подписать. В их числе – Елена Батуева и супруги Бойковы.
Инвалиды попросили разобраться в законности происходящего прокуратуру, областные власти, писали депутатам и в ВОС в Москву.
Но ничто не могло повлиять на решение директора предприятия и отменить приказ. Через несколько недель супругов Бойковых уволили по статье за то, что они не согласились с изменением условий труда. Елена ушла на больничный, и подала в суд, чтобы отстоять свои права.
«В Туле, всего в 2-3 часах езды от Москвы, слепые люди работают за 8000 рублей в месяц. По нынешнему курсу это 106 долларов США, 90 евро или 80 фунтов стерлингов. Самый бедный безработный в США получает в 8 раз больше, чем российский инвалид по зрению, который трудится 7 часов в день. Но правильно, давайте повысим слепым нормы выработки и снизим зарплаты, а то что-то совсем зажрались!», - возмущался ситуацией на «Кванте» блогер Илья Варламов.
К слову, только СМИ и блогеры активно поддержали инвалидов в борьбе за их права. Автор одной из первых публикаций о проблеме на «Кванте», Елена Черепанова, корреспондент ТСН24, посещала все заседания суда, не давая замолчать процесс. «МК в Туле» также подготовил серию публикаций о борьбе Елены Батуевой с системой.
«Не бросайте хотя бы вы нас, у нас надежда только на средства массовой информации», - просила женщина корреспондентов после каждого заседания.
Читайте по теме: К увольнению слепой тулячки привлекают внимание в стихах
Просто бизнес, ничего личного
Слушания по делам трех сотрудников ООО ТПП "Квант", Елены Батуевой, Натальи и Алексея Бойковых, проходили в Пролетарском суде Тулы.
На одном из заседаний директор предприятия «Квант» Александра Кошелева прочла устав организации, и подчеркнула, что основная цель ООО – извлечение прибыли.
То есть, не помощь людям с ограниченными возможностями, а прибыль, к распределению которой инвалиды не допускаются. Это также отражено в уставе предприятия.
В суде Александра Кошелева упомянула то, что за последние годы ВОС в Тульской области потеряло пять предприятий. «Мы не собираемся также потерять и это производство», - заявила директор «Кванта»
К слову, по свидетельству участников судебного процесса, одно из упомянутых производств, УПП для слепых в Болохово было «потеряно» при участии самой Александры Кошелевой, которая трудилась там в последние месяцы существования предприятия. Однако, это не помешало менеджеру возглавить «Квант» и долгие годы им руководить.
Работодатель отметила ухудшение экономических условий за последний год, а также совершенствование процесса производства на "Кванте". Все это, по ее мнению, давало основания увеличивать нормы выработки.
Сергей Тимохин, юрист, ведущий все три дела инвалидов по зрению, пояснял в суде, что по трудовому законодательству работодатель не может решать свои экономические проблемы за счет уменьшения заработной платы сотрудников.
«Совершенствование производства», которое заключалось в том, что работники получали стикеры не в катушке, а нарезанными лентами, произошло до того, как Елена устроилась на работу. Так что у работодателя не было никаких оснований увеличивать ей нормы выработки.
Реальная помощь и символическая зарплата
К слову, инвалиды по зрению возмущаются условиями труда и оплаты не только в Тульской области. Летом 2018-го года 300 людей с ограниченными возможности вышли на митинг в Москве. Один из поводов – сокращение рабочих мест для слабовидящих. За последние годы их число сократилось по стране с 50 тысяч до 5 тысяч. Да и труд на этих места, по словам инвалидов, оплачивается формально. Вместе с тем, ВОС регулярно получает дотации от государства и коммерческую прибыль, например, от сдачи помещений в аренду.
В ответ на запрос «МК в Туле» министерство труда и соцзащиты Тульской области сообщило, что «Квант» получает выплаты по семи договорам от тульских предприятий в рамках квотирования мест для инвалидов. Сумма выплат не названа.
Кроме того, тульское правительство помогает «Кванту» обеспечить сотрудников работой: так, договор с поставщиком пластиковых узлов для оклейки стикерами заключен при участии губернатора региона Алексея Дюмина.
Министерство оплачивает стажировку инвалидов на предприятии, а в рамках мер по поддержке занятости в условиях пандемии в сентябре текущего года ООО «ТПП «Квант» получило субсидию из бюджета Тульской области в размере 139,9 тыс. рублей в целях возмещения затрат, связанных с выплатой заработной платы 22 инвалидам.
По данным, которыми располагает «МК в Туле», возле одного из зданий ВОС Тульской области была организована платная парковка. За 1500 в месяц во дворе на улице Братьев Жабровых можно было получить месячный абонемент на парковку частного автомобиля.
Однако, подчеркнем еще раз: сколько бы помощи и какой бы доход не получило предприятие, зарплата сотрудников-инвалидов не увеличивается, оставаясь из года в год на уровне регионального МРОТ. Она может только уменьшится – если работник не выполнил норму.
Не точка, а запятая
Победа Елены Батуевой, по сути, должна означать победу всех сотрудников предприятия. Как обещало московское руководство ВОС и сама Александра Кошелева, директор предприятия, если суд признает приказ не законным, то он будет изменен. Соответственно, не только в отношении Елены – но и в отношении всех сотрудников, принявших его условия и работающих по новым нормативам с 1 сентября 2020 года.
Однако, будет ли это выполнено – неизвестно. Обещание Кошелева давала устно.
Кроме того, продолжаются слушания по делам Алексея и Натальи Бойковых, которые пытаются доказать, что их ООО ТПП «Квант» уволило незаконно.
Слушания длятся уже третий месяц, судебное заседание неоднократно переносилось, и решение Пролетарским судом по делам Бойковых до сих пор не вынесено.