Некрополь тульской провинции
Одним из самых распространенных типов надгробий XIX столетия был алтарь, так называемый жертвенник, который был популярен среди дворянства. В первой трети девятнадцатого века была эпоха резьбы по белому камню. Кстати, сведений о географической принадлежности резчиков исследователи так и не обнаружили. Предположительно, именно тульские мастера с помощью техники насечки создавали декоративные орнаменты, символические букеты и библейские сюжеты на надгробиях.
Как правило, кладбищенские артефакты на Всехсвятском кладбище имели две стороны – западную и восточную. С востока изображались символы и образы, посвященные первородному греху Адама и Евы, а с запада – сюжеты искупления. Например, евангельские символы изображались в виде Распятия, Воскресения или в виде Троицы. Также встречались виноградные лозы, ангелы, а также плакальщицы с символами смерти и атрибутами скорби. На восточной стороне изображалась «Адамова голова», либо фигура плакальщицы, на южном фасаде текст с именем и датой жизни, на северном – эпитафии, а на западе было отведено место христианской теме, например молитва или икона. Подобный тип надгробия установлен на могиле туляка Васильева. Символом смерти служила плакальщица. Религиозные же символы были представлены в виде песочных часов и всевидящего ока.
В середине девятнадцатого столетия жертвенники исчезают, а на их смену приходят более простые по декору саркофаги. Вместо плакальщиц возникают рельефные розетки в виде цветков подсолнухов – цветков света. В 20-х годах XX столетия христианская тематика была запрещена, поэтому об особых надгробиях говорить не приходилось. После Великой Отечественной войны появились Обелиски и Стелы. А XXI век в кладбищенской истории ознаменован эпохой портретной галереи.
Кладбище: рождение частного человека
Ограждение как кладбищенский атрибут появилось в середине XIX века. На тот момент «оградки» устанавливались низкие, а ближе к концу двадцатого века они стали выше. Например, на Всехсвятском кладбище есть подобное ограждение, которое смыкается наверху и превращается в гигантскую птичью клетку.
В советское время, ограда – это обязательный элемент на любом кладбище. Искусствовед Ирина Ковшарь полагает, что этому есть два обоснования.
«На мой взгляд, власть привела народ к деморализации общества. Раньше кладбище было священной землей, и уважение к мертвым было обязательным правилом поведения. До сих пор есть в законе статья об осквернении могилы. Честно говоря, я не знаю ни одного случая, чтобы она работала. А в 1912 году в Туле двоих осудили за подобное преступление. Советская власть «заставила» людей ограждать могилы и вешать замки на калитку кладбищенской ограды», - отмечает Ирина Ковшарь.
Кроме того, искусствовед утверждает, что советскому человеку не полагалось иметь частную собственность. Это чувство и вынудило людей ставить оградки.
На данный момент благоустройством и реставрацией могильных участков Всехсвятского кладбища занимается Тульский историко-архитектурный музей. Исследованию тайн и закономерностей памятника культуры уделено недостаточное внимание. По словам Ирины Ковшарь, молодежь в кладбищенской тематике ищет лишь источник адреналина.