Брошенные и разграбленные памятники культуры
За красной кирпичной стеной тульского старинного кладбища покоятся дворяне, творческая интеллигенция, купцы и педагоги, военные и оружейники. Почти 32 гектара склепов, саркофагов и надгробий имеют историческую и культурную ценность. Погост на окраине Тулы появится из-за разгула чумы: указом от 1772 года скончавшихся от страшной болезни запрещено было хоронить в городах и при церквях. В дальнейшем, во многом по просьбе жителей, за чертой Тулы появились Чулковское, Спасское и Иудейское кладбища. Последнее скрыто от глаз обывателей за высоким забором.
Серьезная опасность грозила кладбищам в 1970 году, когда по архитектурному проекту города Тулы место упокоения усопших должно было быть снесено. Кладбищенские артефакты чудом были спасены министерством культуры, которое не утвердило проект. Огромное количество надгробных памятников XVII –XVIII веков пострадало в советское время. Сносились бесхозные могилы, сбивали и разбивали памятники. Некоторые из них использовались вторично.
«С восстановлением памятников сейчас туго. Музей муниципальный, да, и рабочих нет. Все делаем своими руками и при помощи инициативных волонтеров, в числе которых женщины. В связи с этим возникают проблемы в исследовательском направлении, так как требуется работа с лопатой. Также препятствием в благоустройстве могил являются клены. Срубить деревья нельзя, потому что белый камень остро реагирует на смену температурно- влажностного режима. Камень, оказавшийся после тени на солнце, начинает сыпаться», - отмечает искусствовед Ирина Ковшарь.
Кладбищенские классицизм, барокко и рококо
Надгробные плиты, саркофаги изящно выполнены мастерами в стилях рококо, барокко и классицизма. Так, надгробная плита местного священника демонстрирует архитектурные элементы рококо, а именно изображение креста на горке. Барокко на кладбище представлено довольно своеобразно. Итальянский термин «барокко» имеет два значения. С одной стороны, это раковина либо жемчужина неправильной причудливой формы, с другой – вычурная, нарядная, богатая форма. Всехсвятский саркофаг, выполненный в стиле барокко, представляет собой форму надгробия, имитирующего гроб. Это сложная, перетекающая, изгибающаяся форма с множеством декоративных деталей. Например, ангелы с крылышками, которые «несут» текст о погребении алексинского купца. Это свисающие листья, рельефный узор и витые драпировки.
Кроме того, надгробия были раскрашены синим, красным и золотым цветами. В этом же стиле были изготовлены белокаменные надгробия Ивана Белобородова и Татьяны Лугининой. Кстати, самый старинный артефакт на Всехсвятском кладбище принадлежал тоже семье знаменитых купцов Лугининых.
Классицизм как стиль декорации памятников сформировался не сразу. Переходным «мостом» от барокко к классицизму является надгробие Пелагеи Тулаевой. Украшением служили объемные свисающие листья, гирлянды в завитках. А вот фасад уже другой – плоский. Именно таблички, протяженные по фасаду, являлись характерной чертой классического периода. Русский классицизм менее декоративен и более логичен, чем европейский. Симметричные и четкие объемы обнаружены на саркофаге Лугининых. Крылатые песочные часы, венки, обрамленный текст, череп и кости становятся новым украшением памятника, усопшего человека.
В настоящее время Всехсвятское кладбище официально закрыто для захоронений. Однако запрет не распространяется на посетителей. Для желающих проводят экскурсии в дневное время и даже ночью – с фонарями.