Тульский политтехнолог: «Сейчас люди не о выборах думают, а ищут, где купить азитромицин»

В октябре 2020 года увидела свет книга политтехнолога Алексея Игнатова «Электоральная машина действующего депутата». О том, для кого она и о чем написана, а также об особенностях выборов 2021 года в Тульской области мы побеседовали с автором книги в редакции «МК в Туле».

Тульский политтехнолог: «Сейчас люди не о выборах думают, а ищут, где купить азитромицин»
Алексей Игнатов в редакции "МК в Туле" презентует книгу "Электоральная машина действующего депутата". Фото: МК в Туле

- Алексей, как возникла идея написать книгу? Кому и для чего ее нужно прочитать?

- Литературы по проведению избирательных кампаний написано большое количество. А вот как осуществлять депутатскую деятельность – этот вопрос практически не освещается. Если человек уже второй или третий раз избрался, то он знает, что нужно делать, и то не всегда. А если депутат избрался в первый раз, то зачастую появляются серьезные организационные трудности.

Не все депутаты знают, куда они попали и что надо делать. Многие кандидаты понимают, зачем им нужен депутатский мандат и в ходе кампании они дают многочисленные обещания избирателям. Потом выигрывают выборы, получают заветный мандат и не знают, как реализовать данные обещания, как выстроить работу с избирателями, как и зачем открывать приемную, как вести себя с людьми, что делать с активистами.

Понятно, что в депутаты проходят состоявшиеся люди, и они способны решить все эти вопросы, но часто депутаты работают на непостоянной основе и соответственно они не могут уделять депутатской работе все свое время и им нужно методическая и организационная помощь.

Ситуация обостряется за год-полтора до выборов. Люди понимают, что к выборам нужно готовиться, но не все понимают, как это сделать рационально и эффективно.

Автор книги Алексей Игнатов с главным редактором "МК в Туле" Анжеликой Минаевой. Фото: МК в Туле

Вот почему у меня появилась идея собрать и структурировать имеющийся опыт участия в избирательных кампаниях и организации работы депутата. Использовался мной в том числе и личный опыт – я два созыва был депутатом-одномандатником.

Название «Электоральная машина действующего депутата» — это, конечно, фигуральное выражение. Оно означает наличие у действующего депутата отлаженных механизмов работы и обратной связи на территории с избирателями, общественными активистами, партийными функционерами, чиновниками всех уровней. Наличие у депутата такой «машины» помогает ему в работе в округе, в формировании пула сторонников, выполнении данных во время избирательной кампании обещаний.

Выборы давно стали технологическим процессом, то есть набором определенных действий, которые необходимо выполнить качественно и своевременно, чтобы преуспеть. Набор действий кандидатов, в принципе, одинаков для всех, но результат зависит от качества их исполнения и смыслового наполнения. 

В книге описывается, что нужно действующему политику сделать, чтобы выйти на очередную избирательную кампанию подготовленным. Тот, кто готовится к избирательной кампании заранее, определенно имеет больше шансов на успех.

- Сколько времени вы потратили на написание книги?

- Рукопись создавалась с апреля по октябрь текущего года, но понятно, что процесс кристаллизации идеи и сбора информации был более длительным. Уже несколько лет мной в работе используются те модули и компоненты авторской технологии «Электоральная машина», о которых я пишу в книге.

- В книге есть два отзыва. Почему именно эти люди?

- На самом деле отзывов у меня значительно больше, но в саму книгу вошли отзывы тех коллег, с кем я довольно долго работаю. Это весьма известные и уважаемые политтехнологи.

Моя книга рассчитана не на узкий круг специалистов, потому что политтехнологи, которые работают на выборах, знают про то, что там написано. Книга рассчитана на общественных активистов, депутатов, которые хотят организовать эффективную работу в округе или готовятся к перевыборам.

У меня не было цели создать учебник для политтехнолога. Моя цель — это создание практического руководства по организации деятельности депутата.

- В книге читателю предложена анкета, определяющая степень готовности к избирательной кампании - для чего она?

- Когда мы приезжаем на территорию и начинаем работать с пулом кандидатов, состоящим из действующих и начинающих депутатов, первое, что мы делаем – это проводим тестирование потенциала кандидата в смысле наличия наработок на территории. Это не финансово-экономическое обоснование, а личный багаж: как депутат работал в округе, есть ли у него сторонники, активисты, нереализованные и реализованные обещания. Если это кандидат, не являющийся депутатом, то здесь нужна информация, есть ли у него привязка к территории, есть ли осмысленное понимание, зачем человек идет в депутаты, есть ли сторонники и многое другое. Это делается для того, чтобы для каждого депутата создать индивидуальную стратегию эффективной работы и победы.  

Кстати, совсем не факт, что у опытного депутата исходная позиция всегда выгоднее, чем у новичка. У действующих депутатов и усталость от них у избирателей накапливается, и груз невыполненных обещаний имеется. Анкета в книге – это тест для саморефлексии, чтобы депутат, честно ответив на вопросы, сам для себя мог понять свою готовность к выборам.

Фото: МК в Туле

- Какие политические партии, по вашим оценкам, готовы к выборам 2021 года?

- Четыре парламентские партии всегда готовы. «Единая Россия» готова к выборам по определению. Коммунисты тоже всегда готовы, потому что у них есть базовый электорат и на любых выборах им есть кого выдвинуть и есть с чем идти к избирателю. И либерал-демократы всегда «на старте», их бессменный лидер Жириновский ведет избирательную кампанию не переставая. «Справедливая Россия» - партия своеобразная, она за Путина, но против «Единой России». Этот диссонанс у них вечный, поэтому им сложно себя позиционировать. В принципе, они тоже готовы к избирательной кампании с технологической точки зрения. Более-менее готово «Яблоко». При всей уникальности своего позиционирования, они все равно участвуют в выборах и им всегда есть, что сказать. Вопрос только в том, что у них нет слушателя. Их идеи не находят отклика у массового избирателя. 

Своеобразие позиции «Яблока» заключается в том, что они упорно говорят то, что хотят говорить, не соотнося с тем, что хотят избиратели слышать. Конечно, любой политик всегда хочет переформатировать мнение людей под себя. И если это великий политик, то можно попробовать. Но политику среднего калибра нужно прислушиваться к общественному мнению.

У нас партии в основном не формируют волю избирателей, а отражают ее. Выходя на выборы, политик должен определить для себя волю каких избирателей он собирается отразить и выразить, и достаточно ли таких людей для избрания.

Партия «Родина» хороша названием. Оно красивое и емкое. Успех блока «Родина» в 2003 году обусловлен в том числе и удачным названием. Но у современной «Родины» очень неудачный брендинг: цвета, плашки, звезда. Так же у партии нет понятного позиционирования, мы не знаем их лидеров. Например, у «Яблока» нет избирателя, но есть позиционирование. У «Родины» есть избиратели, но он распылены. С моей точки зрения партии нужно сделать полный ребрендинг, и занять четкую, понятную позицию.

Весной этого года мы делали исследование состояния региональных отделений партий, действующих в нашем регионе, оказалось, что не многие из них способны «потянуть» эффективную госдумовскую кампанию. Сейчас 16 партий имеют федеральную «лицензию» на участие в выборах без сбора подписей. Вот они и будут участвовать в выборах. Парламентские партии пойдут на выигрыш. Другие партии скорее всего, надеются реализовать парламентскую лицензию и набрать хотя бы 3 % голосов, чтобы получить государственное финансирование. Партии, которые вынуждены будут собирать подписи избирателей для своего выдвижения, скорее всего не пройдут этап регистрации. Им предстоит собрать больше 200 000 подписей. Для этого нужны огромные деньги и ресурсы, которых у малых партий просто нет.

Одни экземпляр книги с авторской подписью остался в редакции.

- Какие особенности избирательных кампаний 2021 года вы предвидите в Тульской области?

- У нас будут две большие параллельные кампании: выборы губернатора и выборы депутатов Госдумы, которые в свою очередь разделятся на две кампании – одномандатников в двух округах (если территории не будут перенарезаны) и списочная. Фактически у нас будет три параллельные кампании.

Избирательное законодательство, скорее всего, претерпит изменения. Уже сложилась традиция, по которой все очередные выборы проходят по новым правовым нормам.

По губернаторской кампании: если Алексей Дюмин будет выдвигаться на второй срок, то кампания будет референдумного типа о доверии к губернатору. Дюмин легко выиграет выборы, если он на них пойдет.

Особой интриги на кампаниях в одномандатных округах, скорее всего, также не будет. Округа традиционно выигрывали представители «Единой России», и интрига, скорее в том, кого партия власти выдвинет в каждом округе.  Предположение, что в Тульской области в 2021 году появятся оппозиционные политики, способные поколебать положение выдвиженцев «Единой России», очень похоже на невероятное. 

А вот кампания по партийным спискам может быть более интригующей. Пока не понятно, каким образом будут нарезаны территориальные группы у партий. Будут ли нарезаны макрорегионы, или тергруппы будут в рамках области, какие будут лидеры у списков. От этого во многом будет зависеть и результат выборов.

Зима перед выборами в Госдуму – это традиционное время подготовки кандидатов и партий, период математического моделирования – производятся расчеты какие территориальные группы создавать, какие шансы на мандаты есть на территориях. Пандемия коронавируса ударила по ресурсной базе политиков – бизнес переживает не лучшие времена, и финансирование политики становится более затруднительным. Да и люди не о выборах думают, а ищут, где купить азитромицин или другие лекарства и как прокормить семьи.

Также сейчас сложно собирать людей массово, невозможно проводить традиционные встречи, концерты, праздники. Кампания все больше и больше переходит в онлайн – в интернет, социальные сети и мессенджеры. Однако выборы все равно пройдут, и дальновидные политики к ним давно уже готовятся.

И тем, кто приобрел мою книгу «Электоральная машина действующего депутата» готовиться к очередной победной кампании будет намного проще.

Беседовала: Анжелика Минаева

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру