В Туле решат судьбу проекта городской электрички по аналогии с МЦД

В Туле сегодня, 4 июня, пройдет заседание Общественного совета при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Тульской области. На повестке дня снова будет поставлен вопрос о создании в Туле городской электрички (s-bahn), аналога московского МЦД.

В Туле решат судьбу проекта городской электрички по аналогии с МЦД
Фото принадлежит ИА SM-News

Туле сегодня, 4 июня, пройдет заседание Общественного совета при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Тульской области. На повестке дня снова будет поставлен вопрос о создании в Туле городской электрички (s-bahn), аналога московского МЦД. 

Тема создания в Туле городской электрички появилась в публичном пространстве в начале декабря прошлого года. Как ранее писал «МК в Туле», идею создать городскую электричку, чтобы избавить областной центр от постоянных огромных пробок, предложили активисты «Свободной Тулы».

По замыслу общественников электричка должна будет курсировать от станции «Криволучье» до станции «Ясная Поляна». Маршрут получил название «Тульская излучина», его протяженность составила бы двадцать пять километров, на пути следования имелось бы десять остановок. На создание электрички, по подсчетам активистов, пришлось бы изыскать около 200 млн рублей.

Однако тогда региональное министерство транспорта и дорожного хозяйства не поддержало идею общественников о создании городской электрички. Несмотря на то, что тему включили в повестку заседания общественного совета в декабре 2024 года, обсуждать ее так и не стали. Как сообщал активист Ярослав Муравский, совет прошел без участия представителя Минтранса, а общественники потом получили записку, где было сказано, что подобные предложения «неуместны».

Фото принадлежит ИА SM-News

Теперь к идее решили вернуться снова, так как потребность в городской электричке действительно есть. Такой транспорт позволит горожанам добираться из одного конца Тулы в другой всего за 20-30 минут, причем без пробок, существенно разгрузив автомобильные магистрали.

Наиболее проработанной идеей в настоящее время является проект со стороны Артема Замотина, который как раз является членом Общественного совета при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Тульской области.

Он, в частности, предложил следующий маршрут движения городской электрички - со станции Криволучье до станции Ясная Поляна. С возможным продлением до города Щекино в будущем. Остановки на маршруте следования предполагаются следующие: 1) ст. Криволучье; 2) Платформа ТЦ «Макси» (надо строить); 3) Тула-3 Ряжскии вокзал; 4) пл. Малые Гончары (надо строить); 5) «Тула-1», Московский вокзал; 6) пл.Серебровка (надо строить); 7) «Тула-2»; 8) пл. им. генерала Маргелова (надо строить); 9) пл. Косая гора 10) ст. Ясная Поляна (Козлова засека). 

Фото: "МК в Туле"

Как видим, в рамках реализации проекта создания электрички предполагается строительство всего 4 остановок, что в общем-то, не так уж и много. Многие находятся недалеко от конечных станций движения автобусов Тулы, расположены неподалеку от городских автомагистралей и многоквартирных жилых домов. В качестве средства передвижения предложено использовать дизельный РА2 – это рельсовый автобус, который может развивать скорость до 120 км в час.

- Проект создания в Туле городской электрички обсуждается с начала 2024 года, – говорит Артем Замотин, – изначально никто против не был. После того как в региональном Минтрансе нам заявили, что идею нецелесообразно ни обсуждать, ни реализовывать, мы обнародовали проект в СМИ. Позже от Минтранса к нам начали поступать вопросы, что же мы вообще хотим реализовать, более того, инициатива была поддержана снизу. Впоследствии идею не раз обсуждали между собой члены Совета, пока не решили вернуться к обсуждению этой темы 4 июня. На совещании в этот раз будут присутствовать представители Минтранса и «РЖД», которые предоставят ответ на наши предложения.

Как считает общественник, основным препятствием является недостаток средств в местном бюджете, и то, что в предложенном проекте пока нет экономического обоснования. Тем не менее все это преодолимо.

- Если мы посмотрим другие регионы, например, в Екатеринбурге и Краснодаре, то там активно развивают и расширяют свои трамвайные линии, пытаются подлаживать электричку под городской транспорт, – продолжает Артем Замотин, - люди стараются что-то делать. Тот же вице-премьер Марат Хуснуллин уже не раз говорил о том, что нужно использовать инфраструктуру РЖД для нужд общественного транспорта.

Активист считает, что в перспективе ветку электрички можно продлить и до города Щекино, что положительно скажется на транспортной доступности города.

- Конечно, мы понимаем, что без одобрения идеи на самом верху ничего не получится, – продолжает Артем Замотин, – например, должен высказать губернатор региона, нужна ли такая идея местным властям, если все же нужна, то проект вполне может быть реализован.

Действительно, если посмотреть то, как решают проблемы автомобильных пробок и разгрузки автомагистралей в других странах, то можно заметить, что многие города в Германии, Швейцарии и Дании пошли по пути использования именно железнодорожной инфраструктуры. В России совсем недавно начались похожие процессы. На это, в частности, ориентировал федеральные и местные власти вице-премьер РФ Марат Хуснуллин.

- Вообще, во всех городах, где есть железнодорожная инфраструктура, ее надо использовать как общественный транспорт, – сказал Марат Хуснуллин в ноябре 2024 года, - без общественного транспорта мы не сможем с этой задачей (борьба с пробками) справиться.

Вице-премьер, без сомнения, знает, о чем говорит. Ранее он принимал участие непосредственное участие в строительстве метро в Казани, которое стало первым в новой России. Кроме того, чиновник работал в мэрии Москвы, когда там начали строить МЦД.

Если проект создания городской электрички в Туле все же получит развитие, причем с продлением железнодорожного маршрута до Щекино, то новая транспортная артерия соединит южную агломерацию (Щекинский район, Косая Гора, Менделеевский, Зеленстрой) с центром и северо-востоком Тулы, что поможет передвигаться жителям этих населенных пунктов без пробок.

Фото: "МК в Туле"

Это особенно важно в период реконструкции Орловского путепровода в областном центре в 2025-2026 годы, когда вопрос транспортной доступности Тулы и близлежащих населенных пунктов будет стоять ребром.

Кроме того, не стоит забывать и о том, что в 2028 году в России будет отмечаться 200-летие со дня рождения русского писателя Льва Толстого. В этой связи интерес к «Ясной Поляне» со стороны туристов со всего мира будет максимальным. Как и количество мероприятий международного и всероссийского масштаба. Чуть ранее годовщины к «Ясной Поляне» планируют довести веломаршрут «Лев Толстой». Существование электрички существенно облегчило бы гостям Тулы поездки к усадьбе, по железной дороге это делать быстро и комфортно.

Можно даже совместить оба эти инфраструктурных проекта. В усадьбу Льва Толстого, допустим, ехать на велосипеде, ну а обратно можно добираться на электричке. Ну а гости Тулы, приезжающие на Московский вокзал, могли бы там сразу пересаживаться на городскую электричку и ехать в «Ясную Поляну», минуя центр города, не нагружая центральные магистрали.

Пока проект по созданию в Туле s-bahn выглядит вполне перспективно и востребовано. Конечно, идея создания городской электрички потребует более глобального изучения. Насколько же она будет популярна и востребована, во сколько обойдется бюджету Тульской области и компании «РЖД» покажут исследования со стороны экспертов.  

Тут нужно все тщательно взвесить и доверить это профессионалам. Тем не менее, как мы считаем, отмахиваться от такого проекта сразу нельзя. Юг Тулы и так постоянно стоит в пробках, ну а ремонт проспекта Ленина в 2024 году еще раз всем наглядно показал, что будет с городом, если вывести из строя хотя бы одну полосу магистрали. Да и строить новые дороги и развязки там особо негде. Поэтому подумать над использованием уже готовой железнодорожной инфраструктуры – вполне перспективная идея.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру