Скандал в кадетской школе

Система воспитания с приходом нового руководства стала напоминать тюремные порядки

Система воспитания с приходом нового руководства стала напоминать тюремные порядки

Когда мы слышим слово «кадеты», перед глазами встает картина: мальчики в форме, подтянутые и дисциплинированные, на лицах – строгость и уверенность, чувство собственного достоинства и честь. Пожалуй, сложно спорить с тем, что кадетские учебные учреждения имеют репутацию престижных в самом лучшем понимании этого слова. Туда стремятся попасть дети, там хотят видеть своего ребенка родители и учебой там гордятся выпускники.

Возродить кадетское движение в Туле было решено еще в 1997 году. Первые профильные классы в Первомайской школе-интернате Щекинского района появились в 2002 году, а спустя два года открылся полноценный кадетский корпус. До последнего времени это заведение по праву считалось элитным. Попасть туда было сложно (прием велся на основе экзаменов), а учиться – почетно. Среди учеников первомайской кадетской школы – в том числе сын нынешнего мэра Тулы Алисы Толкачевой.

 

Долгое время директором этого учебного заведения был Владимир Юрьевич Бабошин. По словам сотрудников школы-интерната, он был строгим руководителем, способным при этом решать возникающие проблемы в рамках адекватных педагогических методов. Дисциплина как среди кадетов, так и среди воспитателей была на высоком уровне.

1 ноября 2009 года Владимир Бабошин скоропостижно скончался, а его место занял сын – Дмитрий Бабошин.

Его сотрудники кадетской школы характеризуют несколько иначе. По их словам, Дмитрий перенял от отца систему воспитания, предусматривающую обязательное наличие порядка и дисциплины, однако понимает он эти термины, по всей видимости, несколько иначе.

Коллеги Дмитрия Бабошина рассказали, что в его послужном списке – работа директором Головеньковской спецшколы закрытого типа. И именно оттуда, по предположению педагогов, взяты меры воспитания, которые сегодня он применяет к кадетам.

«Бабошина не интересовала та система воспитания, которая сложилась до него, - рассказали коллеги нынешнего директора. – Он не собирал коллективы педагогов, не советовался с нами, не спрашивал, какая у нас система обучения. Он просто принес документацию из Головеньковской спецшколы и сказал, что у нас отныне будет так же. Но методы, которые применяются в воспитании детей с девиантным поведением, не могут применяться к обычным детям».

Среди прочего выяснилось, что новый директор начал привлекать к воспитанию пяти- и шестиклассников старших ребят – учащихся 11 классов. Возможно, решил перенять опыт А.С. Макаренко, только вот пример оказался не совсем удачным. Старшеклассники начали «воспитывать» маленьких, как могут. Сами по сути еще дети, они начали применять меры физического воздействия. Попросту говоря, в кадетской школе началась дедовщина.

Из докладных учащихся 6 класса:

«Зимой, когда нас водили 11-классники, они, вместо того чтобы сказать «Заполни строй», брали и давали нам пинка. За то, что не успевали вставать в строй, кадет Д. кидал меня головой в снег и потом добивал ногами».

«Когда мы собрались переходить после 2-го завтрака в учебный корпус, кадет 11 класса Д. должен был следить за переходом туда. Но перед тем, как построиться, кадет начал бить моего товарища кадета П. Я решил за него заступиться. Когда я подошел к Д. и начал его держать, он откинул меня в снег и бил по плечу. После этого он подошел к П. и нанес ему удар по груди».

А вскоре выяснилось, с кого дети берут пример. Один из воспитателей в присутствии кадетов за провинность применил меры физического воздействия по отношению к учащемуся. Иными словами, побил. Как рассказала мать ребенка, впоследствии на шее и на ногах кадета обнаружились синяки, на затылке  - шишка. Родители сразу обращаться в милицию не стали, так как надеялись на понимание со стороны директора. Однако произошло совершенно по-другому.

«Я никогда не сталкивалась с подобным, - рассказала мать мальчика. – И думала, что опасности для здоровья нет. Меня больше волновало моральное здоровье сына. Поэтому я пошла к директору. На что мне стали объяснять, что мой ребенок плохой. Но даже если это и так, зачем его трогать руками? Кто дал такое право? Я отдала ребенка не в интернат – я отдала его в кадетский корпус. У меня старший там отучился. И никогда никаких претензий не возникало».

По словам педагогов, воспитатель не имеет специального образования для работы с детьми, в прошлом – сотрудник милиции. А потому и поведение в подобной ситуации в общем-то не удивляет. Здесь, по сути, спрос опять же должен быть с директора как с руководителя, допустившего вообще наличие в кадетской школе сотрудника без специального образования.

Но реакция директора на конфликт удивила и в какой-то степени напугала остальных педагогов: Бабошин фактически одобрил подобные меры воспитания. В разговоре с корреспондентом «МК в Туле» Дмитрий Бабошин факт применения физического воздействия в отношении кадета не отрицал. «Факт подтвердился, воспитатель был наказан в соответствии с законодательством, - рассказал Дмитрий Владимирович. - Воспитатель потрепал за форму воспитанника, потом сразу пришел ко мне и доложил. Конфликт был улажен. Воспитатель принес извинения перед строем кадетов, и родители были об этом проинформированы. По большому счету, он защищал своих воспитанников – одного из них обидел ребенок из другого класса». Между тем мать ребенка ни о каких извинениях не слышала.

«Воспитатель подтвердил, что он бил мальчика, - рассказали коллеги Бабошина. -  Бабошин – старший был бы шокирован таким фактом и применил бы меры более строгие. А нынешний директор, выслушав воспитателя, ответил: «Ну что же, ты же за своего бил, ты же заступился за своего. Значит, не мог по-другому. Значит, это нормально». Остальным педагогам он так же сказал: «Изыскивайте любые лазейки в законах, чтобы наказывать детей». Но ведь это ненормально. Так не должно быть».

В процессе беседы с директором кадетской школы выяснилось, что меры,  выходящие за рамки нормальных педагогических воздействий, Бабошин в учреждении не допускает. Однако весьма эффективным считает так называемые  суды кадетской чести. Это когда провинившегося воспитанника обсуждают и осуждают практически всей школой. И старшеклассники, и сверстники, и педагоги - все присутствуют на таких «судах».

Что-то в этом, конечно, есть. В свое время и осуждение на партсобрании для взрослых считалось позорным и унизительным. А потому до этого старались не доводить. Но, как признает сам Бабошин, такие меры имеют сильное моральное воздействие на ребенка.

Еще бы: всенародное позорище и осуждение от твоих же одноклассников, от старших ребят…

Бабошин говорит, что подобные жалобы на него  и его систему воспитания периодически поступают от родителей и в милицию, и в прокуратуру… Но жалуются, по его словам, один-два родителя. То есть имеется в виду предвзятое отношение именно к нему как к руководителю. Сами родители, с которыми нам удалось связаться, говорят, что их – таких, которых новое руководство не устраивает, - гораздо больше. Да и фактов применения физического воздействия называют далеко не один. Другое дело, не все решаются обращаться в правоохранительные органы и инициировать проверки милиции и прокуратуры.

Тем временем видеть, как их дети из нормальных превращаются в запуганных и забитых, родители больше не могут. Добавляет беспокойства и новая инициатива директора: поменять форму кадетов на другую, по словам родителей, очень похожую на форму воспитанников Головеньковской спецшколы… Такого кадетская честь точно вынести не может.

От педагогов, которые как-то препятствовали деяниям Бабошина, молодой директор избавился, не церемонясь.  Трудовыми отношениями Бабошина с педагогами даже заинтересовалась областная прокуратура. 13 мая 2010 года в отношении него было возбуждено дело об административном правонарушении по статье «Нарушение законодательства о труде и об охране труда», которое направлено для рассмотрения в региональную Гострудинспекцию.

Хозяйственная деятельность тоже весьма интересна: в распоряжении «МК в Туле» имеются акты передачи (дарения) товаров общего пользования и первой необходимости с сентября прошлого года по апрель текущего. Оформляется это как спонсорская помощь  родителей учащихся одной из параллелей учреждения. В актах на суммы не менее 3 тысяч рублей ежемесячно есть все: от офисной мебели и канцтоваров до салфеток и туалетной бумаги.  То есть в государственном учреждении, финансируемом с 2005 года из областного бюджета, нет туалетной бумаги! Родители вынуждены покупать ее за свой счет. И хотя это преподносится как спонсорская помощь, вряд ли кто-то из здравомыслящих и любящих родителей оставит своего ребенка без предметов первой необходимости. Естественно, родители вынуждены помогать школе. Но покупать туалетную бумагу и салфетки – это, пожалуй, уже перебор.

 

Когда готовился этот материал, на сайте областной прокуратуры появилось следующее сообщение:

Прокурором г. Щекино утверждено обвинительное заключение по уголовному делу по обвинению бывшего директора ГОУ Тульской области «Головеньковская специальная общеобразовательная школа закрытого типа», 36-летнего Дмитрия Бабошина в совершении должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав граждан. Следствием Дмитрий Бабошин обвиняется в совершении 16 эпизодов преступной деятельности.

В ходе следствия установлено, что Бабошин, занимая указанную должность, в период с 1 августа 2007 года по 23 января 2009 года неоднократно давал устные указания заместителю директора ГОУ по режимной службе К. о незаконном помещении в так называемую «комнату временного содержания» несовершеннолетних воспитанников на срок от 13 часов до 15 суток и более. Поводами к таким «методам воспитания» детей явились различные провинности: за повреждение плафона, облицовочного пластика, за то, что воспитанник испачкал краской во время работ по покраске спортивную куртку, за высказывание нецензурной бранью в адрес воспитателя, за драку, за кражу чужого имущества, за самовольный уход за пределы учреждения, за ненадлежащее поведение воспитанника по месту жительства на каникулах.

При этом воспитанников, помещенных в указанную комнату, в течение срока наказания держали взаперти, не выводили на прогулки, в столовую, кормили в комнате, выпуская лишь краткосрочно в туалет, либо для работы на территории учреждения под охраной, учебные занятия на период наказания воспитанники не посещали.

При этом воспитанник К., будучи 23 января 2009 года за самовольный уход за пределы учреждения незаконно помещенным в «комнату временного содержания», первые двое суток был пристегнут наручниками к батарее и находился в указанной комнате в период с 23 января 2009 года до 19 марта 2009 года, до момента его освобождения по требованию работников прокуратуры Тульской области, проводивших проверку в данном образовательном учреждении.

Несовершеннолетние воспитанники Г .и Б., помещенные по указанию директора Бабошина Д.В. в «комнату временного содержания» за самовольный уход за пределы учреждения, находились в указанной комнате в период с 19 января 2009 года до 19 марта 2009 года, до момента их освобождения также по требованию работников прокуратуры Тульской области.

Материалы прокурорской проверки прокуратурой Тульской области были направлены в следственные органы и явились основанием для возбуждения данного уголовного дела.

Дмитрию Бабошину избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.

 

Нам удалось связаться с Дмитрием Бабошиным и выслушать его точку зрения: «Дело в том, что было расхождение в законодательстве, - рассказал Бабошин. - Есть типовое положение об учреждениях закрытого типа, в котором есть одна фраза, которую можно расценивать двояко: то ли разрешаются эти комнаты  временного содержания, то ли нет. Раньше они разрешались, но потом, когда вышло положение, фраза стала читаться неоднозначно: и так, и так. Областные прокуроры посчитали, что нельзя содержать детей в комнатах временного содержания. Но я свою точку зрения буду защищать. Если понадобится, в том числе и в суде».

 

 

 

Развернуть

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру