Обсуждение законопроекта длилось с декабря 2020 по февраль 2021 года и вызвало много слухов и кривотолков не только среди экспертов, но и среди самих депутатов. Примечательно, что против закона голосовали представители трёх думских фракций – ЛДПР, «Справедливая Россия» и КПРФ. «За» - 302 депутата фракции «Единая Россия». Воздержавшихся не было.
Основная суть данного закона - усовершенствование правового регулирования отношений, связанных с проведением предвыборной агитации в интернете, которая раньше никак не регулировалась, но активно использовалась. Если ещё год назад в день выборов мы на просторах всемирной паутины могли услышать призывы: «Голосуй за Иван Иваныча!» и смотреть предвыборные ролики, то теперь это строго запрещено. Запрет вести агитацию в день тишины и в день голосования распространяется на соцсети и Интернет. Незаконная агитация будет удаляться по требованию Роскомнадзора путём ограничения доступа к порталам и сайтам. Данная процедура подробно прописана в законе. Однако порядок взаимодействия между Роскомнадзором и ЦИК России будет определен отдельным соглашением, текст которого пока нигде не опубликован.
Закон наделяет Центризбирком и избирательные комиссии субъектов РФ правом обращаться в Роскомнадзор с «представлениями» о блокировке ресурсов, содержащих незаконную агитацию. ЦИК получил право инициировать такие меры во время проведения выборов и референдумов федерального уровня, а региональные избиркомы - в период региональных избирательных кампаний. Теперь они обязаны реагировать на появление в Интернете и соцсетях агитационных материалов, изготовленных и распространяемых с нарушением российского законодательства.
При этом в законе не уточняется, что из опубликованного в Сети, члены избиркомов могут признать политической агитацией. Но зато известны два главных критерия законной агитации – изготовление всех рекламных материалов должно быть оплачено с избирательного счёта кандидата и согласовано с избиркомом. Вести онлайн-агитацию могут сами кандидаты и их доверенные лица, со всеми остальными (информационные агенства, smm-специалисты, блогеры и т. д.) должны быть заключены официальные договоры.
Закон не поясняет, могут ли пользователи социальных сетей свободно высказывать свои политические предпочтения, выкладывать фотографии с политиками и делать репосты записей и публикаций понравившегося кандидата. Или же это будет признано незаконной агитацией. Вопросов больше, чем ответов.
Учитывая тот факт, что ограничения доступа к интернет-ресурсам могут применяться только в период избирательных кампаний – с момента опубликования решения о назначении выборов и до истечения 5 дней со дня определения результатов выборов, у ЦИК России есть ещё время, чтобы уточнить практику применения данного закона, который наделил Центризбирком полномочиями устанавливать особенности изготовления и (или) распространения агитационных материалов.
Документы можно почитать здесь.
Читайте по теме: Выборы – 2021: для россиян приготовили новые правила игры