Дом отдыха скуратовских подростков
Скуратовский опытно-экспериментальный завод, несмотря на то что продолжает свою работу и даже что-то выпускает, имеет на своем балансе как раз такой объект паломничества искателей приключений разного уровня. Гигантский недостроенный железобетонный производственный цех должен был помочь машиностроительному предприятию выйти на мировой рынок горнодобывающего и карьерного оборудования. А теперь грозит обвалиться на головы всем желающим нарушить его безмятежную немощь. Здание абсолютно никем не охраняется. И любая школота, вплоть до сегодняшнего дня, может спокойно вкусить чипсов на его крыше и полюбоваться видом родного поселка с высоты птичьего полета. Особенно живописно смотрится здесь строительный тельфер – встроенный в конструкцию подъемный кран, закрепленный на рельсах под крышей. Похоже, он так ни разу никому и не пригодился…
Вообще-то, таких тельферов на приличном объекте должно было быть два. И, внимательно осмотрев окрестности, мы действительно замечаем второй кран, безмятежно «отдыхающий» в кустах неподалеку последние лет 20. Несмотря на то что здесь уже было несколько случаев падения с приличной высоты, до сих пор каким-то чудом удалось избегать трагедий. Может, поэтому конструкция и продолжает мозолить людям глаза. Неоднократно до местных жителей доходили слухи о том, что в ближайшие годы эту махину снесут, но колосс на бетонных ногах, под крышей которого каждую весну образуется «скуратовское море», продолжает устрашать своим видом как заезжих гостей, так и местное население.
А совсем неподалеку, всего в нескольких километрах к северо-западу, располагаются останки «Тулабумпрома». Некогда процветающее предприятие пострадало в результате рейдерского захвата и, попав в долговую яму, прекратило свое существование в далеком 2005 году. С тех пор практически нетронутые цеха, лаборатории, офисы и складские помещения стали лакомым куском для вандалов всего города. Благо охрана на предприятии чисто символическая. От орд тинейджеров-варваров и полного разграбления их спасает только то, что стоят они на отшибе и никакой общественный транспорт к стенам покойного предприятия не ходит.
"Мишкина" могила
Не менее зловещий вид принял и «Тульский комбайновый завод». Огромное предприятие, построенное в далекие 30-е, к концу 80-х вышло на пиковые мощности, выпуская до 86 тысяч жатвенных агрегатов к комбайнам «Нива» и «Дон». А в 90-е завод, как и многие другие индустриальные гиганты, начал медленно, но верно отдавать концы. Свернутое производство на «Ростсельмаше» вынудило тульских комбайностроителей перепрофилироваться и искать свою нишу в рыночных условиях. Попытались было замутить проект «народного автомобиля» со смешным названием «Мишка»… Но он предсказуемо провалился. Предприятие стремительно покатилось в тартарары, и теперь все, что от него осталось, – девять разрушенных цехов и кучка столь же непрезентабельных вспомогательных строений. Кстати, сохранность предприятия, судя по рассказам тульских «сталкеров», гораздо меньшая, чем на том же «Тулабумпроме». Сказывается близость густонаселенных кварталов Щегловки.
Без слез не взглянешь и на ряд цехов знаменитого завода «Штамп» - производителя тульских самоваров. Были времена, когда это предприятие, не хуже развалившегося корейского «Дэу», выпускало самые разные товары народного потребления. От примусов и стиральных машин до патронов и снарядов разного калибра. На сегодня необходимость подготовки к тотальной войне пропала, а значит, производственные мощности, возведенные в 20-30-е именно для такой нужды, являются избыточными. Так что им остается разве что развлекать местных оболтусов. Хотя некоторые корпуса, построенные еще в XIX веке, по своему оформлению вполне «тянут» на памятник архитектуры (не дай бог какой-нибудь архитектор подхватит этот тезис и разовьет его на уровне Министерства культуры РФ).
И в районах области кое-где все обстоит не менее драматично. В начале 90-х заброшенными оказались самые что ни на есть инновационные по тем временам производства. Например, веневский завод с никому и ни о чем не говорящим названием «СТ-5». Занималось предприятие гидрогенизацией угля – насыщением углерода атомами водорода при низком давлении, можно сказать - изготовлением синтетического топлива нового поколения, которое, возможно, в перспективе стало бы достойной альтернативой нефти. Но, судя по всему, не срослось. То ли оказалось нерентабельным, то ли «новаторов», способных обрушить топливные рынки, притормозили. Сейчас это уже не важно. Все корпуса, в том числе административный, на долгое время остались заброшенными вместе с оборудованием. Потенциально в стенах таких вот «медвежьих углов» могут совершаться самые тяжкие преступления и укрываться от правосудия самые злостные рецидивисты.
…Проходные кимовского «Метеоприбора» вот уже пять лет как не встречают по утрам рабочих и инженеров. Суворовский завод крупнопанельного домостроения после отказа от построек типа «монолит» быстро захирел, и остались от него лишь бетонные коробки, которые никто не охраняет. Закрывается и умирает множество бетонных и кирпичных заводиков, которые не выдерживают конкуренции с крупными производителями стройматериалов ни в количественном, ни в качественном аспектах. Такие можно встретить как на окраинах Тулы, так и в райцентрах. Последние шахты Мосбасса и их инфраструктура в силу прекращения добычи угля в регионе также давным-давно превратились в объекты нездорового интереса начинающих и оголтелых «сталкеров». Многочисленные бомбоубежища, как пережиток «холодной войны», кишат лицами без определенного места жительства и местными выпивохами, но уже не в состоянии выполнить ту задачу, ради которой создавались.
Куда девать остатки роскоши?
Возникает один вопрос. Что делать со всем этим великолепием? Восстанавливать – нет ни смысла, ни возможностей. А стереть с лица земли заброшенные заводские цеха гораздо сложнее, чем снести незаконную постройку. Монстр Скуратовского опытно-экспериментального завода исчезнет только с разрешения руководства предприятия. А до этого момента чудовище будет преспокойно притягивать к себе наркоманов и любителей поиграть в игру «Дозор». Превращать объекты «постиндустриального апокалипсиса» в туристическую Мекку – мероприятие опасное, чреватое массовыми несчастными случаями. А усиливать режим охраны, причем за счет государства, – занятие затратное и не всегда оправданное, так как собственниками многих развалин являются вполне себе здравствующие частные лица, а не государство. Складывается странная ситуация, позволяющая ликвидировать объект, несущий общественную угрозу, только в случае его национализации.
Хорошо, что хоть от одного заброшенного долгостроя, проевшего всю плешь тулякам, областной центр недавно избавился. Речь о кукольном театре на ул. Советской. Его столько раз пытались снести, что теперь впору начинать восстанавливать в качестве «театра комедии и сатиры». Тем не менее избавление от одной проблемы породило другую – сейчас решают, что делать с образовавшимся пустырем. Часть депутатов городской думы и почти вся общественность настаивают на озелененном сквере. Арендатор земельного участка считает, что Тула испытывает острую нехватку торговых центров. Кто-то, может, мечтает возвести на освободившемся участке Эйфелеву башню. А надежды на то, что в обозримом будущем такая же судьба постигнет и остальные намозолившие глаза горожанам бомжатники вроде бывшего кинотеатра «Космос» постепенно блекнут.
Впрочем, те, кто считает, что только в странах бывшего СССР закрывали предприятия из-за варварских реформ, глубоко ошибаются. Большая часть производств, лежащих в руинах на территории России, Украины и Белоруссии, находится в аналогичном состоянии и в странах, считающих себя очень развитыми, - в Японии и США. Если как следует прошерстить Всемирную паутину, можно обнаружить немало заброшенных моногородов, покинутых жителями, после того как добыча или производство там стали нерентабельными. Ветшающие заводские корпуса в штате Мичиган появились без шоковой терапии Явлинского и Гайдара. Просто выпускать определенную продукцию на Западе стало невыгодно, и хитрые производители, смекнув, где рабочая сила подешевле, устремили свой взор на Восток. В том числе в Россию. Так что ставка региональных властей на привлечение зарубежных инвестиций предполагает появление новых заброшенных предприятий отнюдь не в Тульской области, а в тех частях света, откуда на баланс наших новых или модернизированных заводов будут переводиться средства. Но что нам делать со старыми-то?..