Кого бережет «бережливая поликлиника»?

30.10.2017 в 01:36, просмотров: 6174
Кого бережет «бережливая поликлиника»?

Бюджет, пациент или врач является главной целью «сбережения» федеральной программы «Бережливая поликлиника», реализуемой в Тульской области? Внедрение проекта на местах показало, что ничего из вышеперечисленного проект не бережет. Потому, что решение главных проблем отечественного здравоохранения, таких, как дефицит медперсонала, недофинансирование отрасли и низкий уровень зарплат врачей, даже не стоит в задачах проекта. Его предмет внимания – оптимизация функционала в рамках имеющихся ресурсов. Поэтому громко распиаренная «бережливая поликлиника», скорее, действие политическое, нежели стремящееся к решению проблем в отрасли.

26 октября 2017 года тульский министр здравоохранения Андрей Третьяков в ходе пресс-конференции рассказал, как обстоят дела с реализацией проекта «Бережливая поликлиника» в Тульской области. По его словам, все идет хорошо: очереди уменьшаются, в регистратуре вежливы, налаживается документооборот и минимизирована беготня пациентов по кабинетам. По-другому министр, ответственный за направление,  говорить и не может. Ему, как в одной европейской сказке, дали комнату, наполненную сеном, веретено и прядильный станок,  и велели, чтобы к утру из этого сена были сотканы золотые нитки. Иначе – голова с плеч.

Итак, первая задача проекта – убрать очереди. Наш рейд по нескольким поликлиникам г. Тулы показал, что с очередями ситуация разная, однако их сокращение действительно налицо. Тем не менее, пациенты отмечают, что попасть к терапевту можно в течение недели, а вот  к узким специалистам   - запись на полтора месяца вперед. То есть в коридоре живой очереди  нет, но реальное ожидание актуально. И с этим ничего не поделаешь – врачей очень мало:

«Главная проблема – это нехватка квалифицированных кадров. Врачей, прежде всего, - замечает  врач – гинеколог Тульского областного перинатального центра. - Как ни переставляй их местами, в какие кабинеты ни сажай, сколько ни нагружай, все равно – если для обслуживания населения нужно, например, пять терапевтов, а есть только три, то очереди будут непременно!»

Дефицит врачей отмечает и Счетная палата  области, указывая укомплектованность медицинских организаций Тульской области менее, чем на 60 %.

Между тем, «бережливость» предполагает, что, помимо обычного  штата поликлиник, должны появиться еще дежурные администраторы, врачи, оформляющие справки и рецепты  и так далее. Где набрать столько людей? Отличная идея, правда совсем не новая – разведение потоков больных и здоровых пациентов. Для больных предусматривается прием дежурного врача. Хорошая мера, но не всем поликлиникам под силу ее реализовать. Опять же из-за нехватки врачей на основном приеме. Вот, например, отзывы от пациентки детской поликлиники № 2 на ул. Лейтейзена:

«Я пришла с больным ребенком, чтобы оформить больничный.  Мы без записи, и нас отправили к дежурному врачу на «фильтр». Условия здесь ужасные, конечно. Мы сидим в маленьком обшарпанном закутке с тремя больными детьми и они кашляют тут «на брудершафт».  Однако приняли быстро, минут за пятнадцать».

Дефицит кадров проект предполагает нивелировать увеличением скорости врачебного приема. Говорят, что поможет перестановка мебели и перераспределение нагрузки между медсестрами и докторами. Но проблема в том, что медсестер тоже не хватает. Увеличивать время работы – это конфликт с трудовым законодательством.

Вторая задача «бережливости» - оптимизировать документооборот, снизить затраты времени на «бумажную работу», переведя ее в электронную форму с единой базой. Идея также хороша, но реализация пока буксует. Самая безобидная жалоба - «зависание» системы. А дальше – сложнее. Пожилые пациенты часто не справляются с IT – технологиями, как и некоторые врачи. Однако, в рамки проекта не входит обучение медработников компьютерным технологиям. Это становится дополнительной нагрузкой для них. Без повышения зарплат.

Специалисты отмечают, что некоторые меры программы дают обратный эффект:

«В процессе реализации проекта в Тульской области выявилось много проблем,- отмечает член регионального штаба Общенационального народного фронта Олеся Курбатова. -  Так, стала очевидной необходимость упрощения интерфейса для врачей и пациентов. Это запланировано, но находится еще в рабочем режиме. Отмечается повышение нагрузки секретарского профиля на врачей».

Что касается вежливости в регистратуре – то здесь есть явные положительные сдвиги: и бахилы дают, и улыбаются, и даже могут простить забытый полис, потому что есть единая база и можно идентифицироваться в ней по номеру документа. Клиентоориентированная среда, о которой говорят чиновники, выражается также в производимых косметических ремонтах помещений медучереждений и закупке новой мебели.

Настораживают масштабы нажима на медицинский персонал. Все опрошенные врачи отмечают ужесточение работы так называемых Советов по этике:

«Распорядок рабочего дня у врачей очень напряженный. Все стало гораздо строже. Советы по этике в поликлиниках заседают и строго спрашивают с медработников. И наказывают строже»,  -  отмечает Олеся Курбатова.

Идея оптимизации работы поликлиник хорошая. Она не решает реальных проблем, но создает плот, на котором можно дрейфовать до постройки нормального корабля, на котором возможно будет доплыть до социального государства с качественной и доступной медициной.

Настораживает то, что проект акцентирует внимание на скорости приема и комфорте. О качестве медуслуг нет ни слова. А за качество, дорогие пациенты, очевидно придется доплачивать в скором времени. К такой перспективе нас постепенно готовят. Вот в Кремле уже заговорили о софинансировании медуслуг. Следует заметить, что этим занимается каждый, кто имеет возможность заплатить за медицинскую помощь, чтобы избежать всех кругов ада в городских поликлиниках. Тем не менее, от большой социальной игры под названием «страховая медицина» никому из нас не удастся отказаться. Коммерческие медцентры не берутся лечить сложные заболевания: онкологию, инфекционные болезни.  Да и экстренная помощь для простого смертного россиянина доступна только государственная. Поэтому тулякам важно следить за изменениями в сфере медицинских услуг и принимать посильное участие в контроле за процессом, высказывая свои оценки и предложения.

Как это можно сделать? В Тульской области есть Общественный совет при министерстве здравоохранения. Согласно данным независимой оценки качества оказанных услуг медицинскими организациями Тульской области, проведенной Советом в 2017 г. в 49 учреждениях здравоохранения (данные размещены на сайте https://minzdrav.tularegion.ru), средний показатель ожидания приема у врача составляет 14 мин. Вежливость персонала оценена в 9 баллов из 10 возможных. Удовлетворенность оказанными услугами – также 9 из 10. Так что, если верить этим данным, в тульском регионе вообще нет никаких проблем в здравоохранении. Такие результаты даже комментировать как-то неудобно. Поэтому в деле объективного наблюдения за ситуацией в тульском здравоохранении общественный совет нам не помощник. Есть другой более надежный канал – проект Общенационального народного фронта – narocenka.ru – собирающая отзывы от населения о качестве предоставляемых услуг в поликлиниках, школах и детских садах. Участвуйте в работе сайта, давайте свою оценку и вы сможете донести свое мнение до федерального центра.

Конечно, в сегодняшнем виде,  тульское (и не только) здравоохранение больше похоже на хромую, голодную лошадь, которую, вместо того, чтобы накормить и вылечить, подтянули на стропах, причесали и подрумянили. Если от повышенной нагрузки последние врачи не разбегутся в коммерческие структуры или в более сытые столичные клиники, то мы сможем ожидать приема специалистов на комфортных диванах и наслаждаться улыбками медперсонала.

В СМИ много говорят о том, что чиновники работают, чтобы сделать наше здравоохранение лучше. Создано много шума вокруг программы «Бережливая поликлиника», которая, по сути, не изобрела ничего нового, а лишь подчеркнула очевидное: необходимость распределения потоков больных и здоровых пациентов, формирование единой базы данных, вежливость персонала и комфорт. Все это – ежедневная работа врачей. Только громко о ней заговорили в последние полгода. 

Остается надеяться, что в дальнейшем движение в направлении улучшения работы системы здравоохранения не спустится «на тормозах».




Партнеры