В рамках всероссийской конференции, прошедшей в Москве 28 сентября 2017 г., политические консультанты, юристы, академические политологи и действующие политики обсудили перспективы развития российской политической системы и сценарии президентских выборов в 2018 г. Особое внимание уделили муниципальным выборам, в том числе, и в тульском регионе.
Столичная научная площадка - вечный предмет зависти и центр притяжения для региональных политологов. Потому что конференции здесь проводят для того, чтобы получить прирост научного знания, а не для отчета в вышестоящие инстанции. Это объясняет малочисленное присутствие чиновников и отсутствие большого количества скучающих студентов, которых согнали на секции для создания массовки. Здесь только интересующиеся люди. Кроме того, московские ученые мыслят свободнее. На переднем плане - адекватные выводы о качестве избирательных технологий, о перспективах развития партийной системы в России, о стратегиях президентской кампании, а не политическая корректность и лояльность. Это ценно, потому что формирует представление о российской политической действительности с максимальной достоверностью. Еще среди достоинств столичной научной жизни - это доступность авторитетных ученых и политологов - практиков, которые готовы поделиться своим опытом.
Одной из самых широко обсуждаемых тем стали итоги муниципальных выборов в Москве и связанные с ними перспективы партийного строительства, муниципального фильтра и будущего местных выборов в России в целом.
Тульские политологи обменялись с московскими коллегами мнениями об итогах муниципального голосования (в Богородицке и в Москве соответственно). Общая характеристика - инерционный характер выборов. Разница прослеживается в активной агитации и борьбе между партией власти и оппозиционными силами (например, демократическим блоком Дмитрия Гудкова), в Москве, и абсолютной тоске в Богородицке. Также спокойно и инерционно пройдут и выборы президента, отметил в своем выступлении Игорь Минтусов, председатель совета директоров Центра политического консультирования "Никколо М".
Пассивность россиян на муниципальных выборах объясняется отсутствием у муниципальной власти реальных полномочий:
"Муниципальный депутат сделать ничего не может, - отмечает в своем выступлении Андрей Богданов, руководитель Центра социальных технологий, член правления Российской ассоциации политических консультантов, - поэтому он работает психотерапевтом".
Между тем, важность муниципальных выборов для развития демократических процессов в России политологами сомнению не подвергается.
"Местные выборы - это единственные выборы, в которых политика встречается с живым человеком, - подчеркивает Дмитрий Журавлев, генеральный директор Института региональных проблем. - Пока мы обращаем внимание только на большие выборы, мы будем нужны один раз в пять - шесть лет".
Казалось бы, логичным в такой ситуации было бы расширение полномочий муниципальных депутатов, повышение их независимости от региональной политической элиты. Но это не вписывается в государственную стратегию централизации власти. Поэтому придумали муниципальный фильтр. Он означает, что кандидаты в губернаторы должны собирать подписи муниципальных депутатов в регионе в количестве от 5 до 10 %. В Тульской области установили требование 7 %, что выглядит красиво: 71 подпись депутатов в 71 - ом регионе России. Это должно было активизировать партии на муниципальных выборах. В свою очередь, местные выборы не так дороги, как губернаторские, думские и так далее, следовательно будут развиваться малые партии и многопартийность в России в целом. Муниципальный фильтр должен силой затянуть политиков в муниципалитеты.
Однако, по замечанию, Дмитрия Орлова, генерального директора Агентства политических и экономических коммуникаций "АПЭК", члена высшего совета партии "Единая Россия", интереса к муниципальным выборам не будет, пока у местных депутатов не будет реальных полномочий.
Получается, что муниципальный фильтр, при всех его демократических возможностях, остается лишь инструментом для недопущения неугодных кандидатов к выборам. Поэтому, пока наверху политические элиты делят власть, муниципальный депутат на общественных началах ведет с населением психотерапевтические беседы. Партии мучительно ищут желающих баллотироваться на муниципальных выборах, а местные администрации помогают им, как могут. Потому что их задача - проведение конкурентных выборов.