О выборах мэра замолвили слово!

30 августа 2017 в 03:15, просмотров: 1346
О выборах мэра замолвили слово!
фото: Алексей Меринов

25 августа 2017 года Избирательная комиссия Тульской области на внеочередном  заседании рассмотрела ходатайство регионального отделения «ПАРНАС» о проведении в области референдума. "МК в Туле" писал об этом ранее.  На общественное голосование  партия предложила выдвинуть вопрос о возвращении прямых выборов глав администраций. По итогам заседания комиссии  ходатайство направили на рассмотрение в Тульскую областную Думу.  
 
Свое мнение по принятому комиссий решению озвучил ее зампред Александр Машков. Он  заметил,  что затраты на референдум сопоставимы с затратами на выборы губернатора, а между тем вопрос, который инициаторы хотят вынести на  плебисцит, уже решен органами власти и законами. Такая позиция наводит на размышления о том, могут ли туляки вообще позволить себе проведение демократических процедур? Логично будет тогда отменить все выборные должности и представительство, и заменить все назначением. Экономия средств будет колоссальная.
 
Надо сказать, что тульский «ПАРНАС» в своей инициативе не оригинален. Волна подобных ходатайств прокатилась по многим регионам, не увенчавшись успехом.
 
Из истории вопроса

 Начиная с 2003 г. по настоящее время, в России проходит масштабная реформа местного самоуправления. С 1 января 2006 г. вступил в силу новый закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (№ 131 – ФЗ от 6.10. 2003 г.). Основная задача закона – наведение порядка в разграничении полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Закон был принят незадолго до отмены выборов губернаторов.
Новым стало то, что муниципальную исполнительную власть разделили на политическую и хозяйственную, доверяя их выполнение двум должностным лицам. Закон предложил регионам выбрать три варианта: первый - прямые выборы, второй – главу администрации с политическими функциями выбирают депутаты, а хозяйством занимается сити – менеджер; третий – глава избирается населением и становится спикером, но хозяйством занимается все тот же сити – менеджер. 
 
Тульская область без особых общественных обсуждений приняла второй вариант. 
Вот как поясняет ситуацию  Андрей Махрин, кандидат политических наук, доцент ТулГУ: «В России есть два варианта управления муниципалитетом. Первый вариант - непосредственное управление мэром. Для этого необходимо прямое голосование жителей по кандидатурам на должность мэра города. 

Второй вариант - сити-менеджер. В этом случае должность мэра в муниципалитете не предусмотрена. Есть некий аналог - глава муниципального образования. Эта должность совмещается с руководством представительного органа муниципалитета (городская Дума, например). Глава же администрации (сити-менеджер) выбирается по конкурсу самой Думой. Таким образом в Туле уже около 10 лет существует разделение представительного органа и исполнительно-распорядительного органа муниципальной власти».
 
Что мы получили

Логика властей здесь абсолютно понятна: ликвидация выборов мэров была политическим, но не хозяйственным решением. Государством был выбран курс на построение жесткой вертикали власти. Необходимость считаться с местным самоуправлением, консолидированным вокруг народно избранного мэра, ослабляла бюрократический контроль. При  сохранении выборности глав областных центров, губернаторы - назначенцы выглядели бы менее легитимно. Поэтому  привели в действие принцип «разделяй и властвуй». В  большинстве регионов выборность мэров отменили, в том числе и в Тульской области. Среди плюсов, власть указывала на финансовую экономию на выборах, привлечение к работе более квалифицированных кадров, стабильность и неконфликтность местной администрации. Среди минусов мы видим сокращение возможностей населения определять структуру органов местного самоуправления самостоятельно (ст. 131 Конституции РФ). Самоуправление   стало теперь просто управлением, потому что сити – менеджер избирается на конкурсе, проводимом Тульской городской Думой, а конкурсная комиссия наполовину состоит из  лиц, назначаемых  губернатором области (ст. 53 Устава Тульской области). Это является прямым вмешательством государственной власти в процедуру формирования органов местного самоуправления. Сити – менеджер фактически становится зависимым от губернатора. Последствия: сокращение публичности региональной власти, свертывание площадок для диалога с населением; стагнация и кадровый голод, отчуждение от общества.
 
История продолжается

Почти сразу после отмены выборов мэров в регионах развернулось движение за их возвращение.  Особенно большой волна была в 2012 г., спровоцированная возвращением выборности губернаторов. Многие посчитали логичным  возврат и выборов глав городов, но ошиблись. В конце 2013 г. президенту РФ Владимиру Путину на пресс-конференции в Москве задали вопрос о том, что эффективнее: выбирать или назначать мэров. Президент ответил однозначно: «Мэров только выбирать». Однако, внесенный в Государственную Думу законопроект об обязательной выборности глав муниципальных образований, был назван «излишним» и не рассматривался. 
27 ноября 2014 г. истек срок первого этапа реформы местного самоуправления. К этому дню регионы должны были выбрать одну из моделей формирования органов местного самоуправления.   До 2014 г.  выборы глав региональных столиц были отменены в 51 регионе России. В 2014-2015 гг. ряд субъектов РФ также приняли законы, отменяющие прямые выборы мэров, в том числе в административных центрах. В это же время Депутаты Госдумы направили в Конституционный суд жалобу на реформу местного самоуправления 2014 – 2015 гг. Инициаторами подачи жалобы стали 90 депутатов, в основном члены КПРФ, а также члены фракции «Справедливая Россия» и лидеры оппозиции из регионов, сообщает «КоммерсантЪ». Парламентарии считают, что реформа была проведена с нарушением ряда законов, в том числе самого Конституционного суда и Европейской хартии, а также с нарушением российской Конституции. В результате реформы были отменены выборы мэров, а также уничтожена политическая самостоятельность крупных городов, считают авторы жалобы.

В октябре 2016 г. фракцией «Справедливой России» в Государственную Думу  снова был внесен законопроект, предполагающий вернуть прямые выборы мэров городов. «Горожане фактически отстранены от реального участия в управлении городом через избрание своего главы, местное самоуправление утрачивает свой независимый от государственного управления  статус», - говорилось в пояснительной записке. Проект уже получил отрицательный отзыв Правительства РФ.

«Уже несколько лет назад Кремль дал региональным властям указание минимизировать внутриэлитные конфликты, включая самый распространенный – между губернатором и мэром областного центра, - поясняет изданию «Общая газета»  политолог Евгений Минченко. - Губернаторам оказалось проще достичь этого, отказавшись от выборов».
В интервью радио «Свобода» политолог Александр Кынев прокомментировал отмену выборов мэров в России так: «Обращаю внимание, что когда реформа принималась, говорилось о том, что все решают сами регионы. Действительно, закон написан так, что отдает всё на усмотрение регионов. Возникает ситуация, когда Федор кивает на Петра, Петр кивает на Ивана. В регионах говорят: «Это федеральный тренд, это Москва хочет». В Москве говорят: «Нет, что вы! Мы никому ничего не приказываем. Это ваш региональный выбор!»

Некоторые прогнозы

История вопроса показывает, что инициатива тульского «ПАРНАСА», по состоянию дел на сегодняшний день, заведомо не имеет шансов на успех. Очевидно, тульские оппозиционеры просто решили дать информационный повод для напоминания о себе. 
«На сегодня в Туле сложилась четкая структура управления и вряд ли что-то будет изменено. Во всяком случае, если такие изменения и будут, то только по инициативе иных политических субъектов», - отмечает Андрей Махрин.


И пока власть не решит, что можно вернуть прямые выборы мэров, все общественные инициативы больше похожи на борьбу с «ветряными мельницами» - их надо остановить, но пока мельник хочет, чтобы они продолжали крутиться, все копья Дон Кихотов будут  сломаны. 

 
 
 
 

 




Партнеры