Виноват алкоголь?
Гражданин солнечного Узбекистана приехал в Тулу в 2011 году. Несколько раз подрабатывал на стройке подсобным рабочим. Первое время жил как положено, оформив регистрацию, а когда срок действия документа истек, не позаботился о его продлении. В 2013 году мужчину в одном из домов на Косой Горе приютила пенсионерка. Денег за еду и кров с него не брала, а даже,наоборот – приплачивала сама за то, что тот помогал ей по хозяйству: пас скот, чинил, что потребуется.
С жертвами, 49-летней Еленой и с ее 29-летней дочерью Надеждой, Шералиев познакомился в 2011 году. Знал, что у последней четверо детей, но несмотря на это, пытался завести с многодетной матерью отношения, однако не срослось. Тем не менее с семьей он продолжал общаться и приходил в гости.
29 мая Сирожиддин пришел в очередной раз. Правда, когда Елена, узнала о том, что знакомый хочет нанести визит, не очень этому обрадовалась. Но выгонять не стала, к тому же он прибыл не с пустыми руками – принес несколько «полтарашек» пива. На стол также поставили спирт и водку, приготовили закуску. Выпивали во дворе, в тени дерева.
Застолье завершилось ближе к полуночи. Надежда и ее сожитель Аскар, тоже уроженец Узбекистана, пошли спать в одну комнату, а Елена с Шералиевым – во вторую. С ними же легли дети.
Перед сном женщина поругалась с гостем– и спустя некоторое время поплатилась за это жизнью.
Через год на первом судебном заседании Шералиев скажет, что, возможно, алкоголь и стал причиной произошедшего.
Не хотел оставить свидетелей
Так как Елена высказала недовольство Шералиевым, она и стала первой жертвой. Планировалось, что она будет единственной, так как гость надеялся покончить с ней во сне, чтобы никто не увидел.
– С период времени с 2.30 до 2.47 ночи 30 мая он решил убить Елену и, взяв на кухне нож, нанес ей не менее трех ударов в область груди и шеи, – зачитал обвинительное заключение на первом судебном заседании по резонансному делу главный прокурор Тульской области Александр Козлов. – Женщина проснулась и стала звать на помощь. От крика проснулись дети. Осознав, что те могут рассказать все полиции, Шералиев решил избавиться и от них как от свидетелей.
Больше всего ударов ноджом получила девятилетняя малышка – на ее теле криминалисты насчитали около 13 ранений.
Одна из девочек все же успела позвонить в полицию. Спрятавшись в ванной, она рассказала диспетчеру, что «дядя ножом убил бабушку, и он находится еще в доме». Разговор длился 40 секунд: за это время страж порядка уточнил адрес, несколько раз переспросил об орудии убийства и преступнике. В этот момент в других комнатах стонали и кричали женщины. После Шералиев пришел к ней в ванную и, по словам следователей и прокурора, заставил снять белье и совершил насильственные действия сексуального характера.
Затем обвиняемый добрался до 8-летнего мальчика, ударив его ножом в грудь. Малыш вырвался и побежал в комнату матери. Там разъяренный гость хладнокровно перерезал ему горло – от потери крови малыш потерял сознание. Шералиев подумал, что мальчик мертв, и отошел от него, но поза, в которой лежал ребенок, не позволила потерять много крови, и медики смогли его спасти.
Следующими жертвами стали Надежда и Аскар. Женщина получила не менее восьми ударов ножом в грудь, после он принялся за соотечественника. Тот, ощутив боль в груди, проснулся и начал оказывать сопротивление. Израненному мужчине удалось покинуть дом, а Шералиев не стал его догонять, думая, что жертва все равно умрет от кровотечения.
Как позже выяснило следствие, он использовал несколько ножей, которые после расправы вымыл, а затем и сам принял душ. Забрав мобильный телефон Аскара, мужчина попытался покинуть дом, причем босым. Увидев полицейских, побежал, крича «Я не убивал!», но был задержан стражами порядка.
«Я не знаю, что со мной произошло»
Расследование этого громкого уголовного дела длилось год. Тульским детективам пришлось пробыть некоторое время в командировке в Узбекистане, чтобы установить личность подозреваемого в убийстве и одного из пострадавших.
В конце мая 2016-го материалы были переданы в областной суд для рассмотрения по существу, а первое заседание состоялось 8 июня.
Шералиева привезли в здание суда раньше обозначенного времени. На нужном этаже он появился за несколько минут до начала процесса. Прежде, чем под конвоем провести подсудимого коридоры и холл проверила полицейская собака. Все двери заперли, а посторонних вывели к лестнице. Спустя несколько минут появился и фигурант дела: Шералиев шел в двух парах наручников в сопровождении нескольких конвоиров.
Несмотря на то, что последний год он провел в СИЗО, что примечательно, в одиночной камере, в которую попросился сам, опасаясь за свою жизнь, выглядел он вполне прилично: кроссовки, джинсы и ветровка.
Шералиев выглядел спокойным, будто ничего не произошло, даже когда смотрел на родственников убитых. Он стоял в стеклянном «аквариуме» и смотрел в камеры с полным равнодушием, лишь изредка опуская глаза.
Начиная процесс, судья зачитала жалобу, которую написал Шералиев. В бумаге он изложил, что его заставили сказать, будто он совершил преступление умышленно. Кроме того, по его словам, изнасилование и кражу телефона на него повесили.
– Я не знаю, что со мной тогда произошло. Может, много выпил. Я умышленно никого не убивал, но меня заставили так сказать. Говорили, что тогда дадут всего год, но я не согласился, – зачитала письмо судья. – Я хорошо сидел, пока длилось следствие, не буянил. Все скажу, отвечу на все вопросы. Хочу, чтобы процесс был открытым.
Молчаливый убийца
На первом судебном заседании присутствовали и представители потерпевшей стороны – родственники убитых. Когда Александр Козлов дочитал обвинительное заключение и перечислил повреждения, которые получили жертвы, женщины не могли сдержать слез.
На процессе все они дали показания: рассказали, когда последний раз виделись с Еленой, Надеждой и детьми. По словам сестер погибших, а также бывшего мужа одной из женщин, в семье всегда были хорошие отношения: никто ни с кем не ругался, дети всегда были одетыми, обутыми и сытыми. Известия о произошедшем, полученные от полицейских утром 30 июня, стали для всех больших шоком. Младший брат Надежды во время опознания даже перепутал фамилию сестры.
Также в ходе процесса дважды прослушали аудиозапись разговора девочки с полицейским. Плачущая девочка просила полицейского прислать «скорую». А родственники в суде опознали, кому принадлежит голос и стоны на фоне.
Подробные показания дал и выживший Аскар. На вопрос о том, как он может охарактеризовать своего соотечественника, тот ответил просто и с явным акцентом: «Вообще-то он нормальный пацан, но когда выпьет, становится злым, агрессивным».
Также Аскар рассказал, что с апреля 2015 года до дня трагедии жил в доме у погибших. 29 мая Шералиев пришел уже немного пьяным, а потом все сели за стол. Аскар сделал перерыв в возлияниях, уйдя на некоторое время спать в комнату, но когда вернулся, все продолжали выпивать.
– Никаких ссор я не слышал, также не было ни на ком следов побоев или чего-то еще, – отметил мужчина, отвечая на вопросы государственных обвинителей.
Поздним вечером, по его словам, все разошлись спать. Проснулся Аскар ночью от боли и увидел сидящего на нем Шералиева, который молча наносил удары по его телу большим кухонным ножом.
– Я начал отталкивать его, спросил «Ты что делаешь?», но он не отвечал. Я вырвался и выбежал на улицу, но когда понял, что далеко не уйду, сел в кресло рядом с домом, – рассказал Аскар. – Через время увидел, как Сирожиддин идет на меня с ножом. Когда приехали полицейские, он выбросил тесак и попытался убежать, но его поймали.
Полный «набор»
По совокупности статей – убийство пяти человек с особой жестокостью, в том числе детей, покушение на убийство, с том числе малолетнего, насильственные действия сексуального характера и покушение на кражу – Сирожиддину Шералиеву грозит пожизненное лишение свободы.