В Туле впервые выставили рисунки Нади Рушевой

В Туле впервые выставили рисунки Нади Рушевой

23 февраля 2016 в 16:20, просмотров: 3057

Эти работы поразительны уже тем, что контуры фигур, запечатленных на каждом, кажутся созданными одной линией – четкой, уверенной. Как говорила их автор, московская школьница Надя Рушева, «я просто обвожу то, что само проступает на бумаге».

В Туле впервые выставили рисунки Нади Рушевой
Фото: архив Нади Рушевой. Такой была Надя Рушева.

Выставка работ юной художницы открылась в музее П. Н. Крылова и будет действовать там до конца февраля. Заведующая Ольга Кузнецова пояснила: филиал ТХМ находится далековато от центра города, но узнав, что здесь экспонируется творческое наследие легендарной Нади Рушевой, посетители идут постоянно.

Имя этого одаренного ребенка даже в реалистичное советское время было связано с некой мистикой, а сегодня и вовсе обросло легендами.

Поэтессы Эллады.

О ней заговорили еще в 60-е, когда главный редактор журнала «Юность» писатель Борис Полевой опубликовал несколько работ талантливого ребенка в своем издании. Потом по его инициативе организовали первую выставку художницы, которой тогда было всего 12 лет, ставшая сенсацией.

В течение последующих пяти лет провели 15 ее персональных выставок не только в СССР, но и в Индии, Польше, Монголии, Румынии, Чехословакии, Японии. В Стране восходящего солнца про одаренную девочку впервые заговорили, как про посланницу небес, умеющую видеть то, что неподвластно другим.

Надя появилась на свет в семье людей искусства. И атмосфера творчества сопровождала ее всю недолгую жизнь: ведь она умерла в 17 лет.

Ее отец, театральный художник Николай Рушев, мать – первая тувинская балерина Наталья Ажикмаа-Рушева, видя, как пятилетняя дочь рисует, не стали отдавать ее сразу в художественную школу – чтобы не загонять ни в какие рамки-ограничители, «не давить правилами». Только в 11 лет уже сформировавшуюся художницу привели к педагогам – которые уже, по сути, не могли ничего ей дать: она к этому времени была мастером, со своим, сложившимся, стилем.

Маленький принц.

Рушева писала целые циклы, причем изображала с невероятной точностью приметы эпохи, о которой знала совсем немного – из школьных учебников! Так, серия работ «Эллада» поражает: по словам специалистов по античности, она выполнена в манере, свойственной древним мастерам – так мог творить лишь человек, долго и серьезно занимавшийся изучением того времени.

Часть рисунков из этого цикла вошла в экспозицию, которую привезли в Тулу из музея Нади Рушевой, располагающегося в московской школе № 470, где она училась: там хранится почти полторы тысячи ее работ.

м

Удивительно: за двенадцать лет активной творческой деятельности Надежда Рушева смогла создать почти 10 тысяч произведений. Каждый день она проводила примерно по часу за этим занятием, и при этом была самым обыкновенным ребенком. Бегала с друзьями на лыжах, любила мороженое, обсуждала с подружками свои, девчоночьи тайны…

Но ее имя уже было известно на всю страну, о Рушевой снимали документальные фильмы, на советского вундеркинда приезжали посмотреть известные художники, ученые, писатели, в том числе – из-за рубежа. Это они называли ее «Моцартом живописи» и «девочкой-планетой», а сегодня именуют «загадкой, которая никогда не будет разгадана».

Академик Дмитрий Лихачев записал: «Люди нуждаются в таком искусстве, как в глотке свежего воздуха. Не в технической виртуозности суть, а в талантливой личности…»

Однажды она получила путевку в Артек – «страну Детства», побывать в которой мечтал практически каждый ребенок в Советском Союзе. Конечно, и там были вечера и «костры», посвященные Наде. Она рассказывала, что просто «выпускает в мир любимые образы, которые приходят сами». А спустя время в одном из писем своему артековскому другу написала: «Если хочешь, чтобы люди, видя твой мир, немного потлели, гори дотла сам… Это страшно трудно, но нужно. Нельзя только для себя…»

Об этом говорится в документальном фильме, который демонстрируется на выставке в Туле. На ее открытии в музее Крылова специалисты из Москвы рассказывали невероятные вещи. К примеру, что незадолго до своей смерти девочка проиллюстрировала роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Позже, уже после смерти Нади, рисунки показали вдове писателя Елене Сергеевне. Она была потрясена: девушка изобразила перстень на пальце Мастера, который был точной копией фамильного перстня Булгакова. А портрет Маргариты очень походил на старую фотографию самой Елены Сергеевны.

В советскую эпоху в нашей стране творили три гениальные девочки, рано ушедшие из жизни: художница Саша Путря, поэтесса Ника Турбина и – Надя Рушева. Их феномен изучают сегодня, но тайн после себя эти дети-индиго, как их сегодня называют, оставили немало.

А еще сотрудники музея поведали, как в раннем детстве, пока отец читал ей вслух «Сказку о царе Салтане», маленькая Надя умудрилась создать 36 рисунков за один вечер!

Она никогда не исправляла и не подправляла свои работы – просто выбрасывала то, что считала негодным. Любила творить под музыку Сергея Рахманинова или под колокольные звоны – такая вот прихоть юного гения.

Помимо «Эллады» в Туле экспонируют разные циклы, в том числе посвященный любимому ею Пушкину – «самому родному поэту», как девочка его называла. На бумаге с невероятной точностью и легкостью показан и сам изящный XIX век, и выписаны нравы и характеры людей известных: самого поэта, его друзей-лицеистов, императоров и просто прелестниц, которым всегда благоволил Александр Сергеевич.

Профессиональные мастера, взрослые люди, оценивая рисунки Нади Рушевой, говорят не только о легкости, но и о «безупречной лаконичности» ее стиля, полного смысла – это не просто детское видение, но зрелый взгляд опытного человека. Она словно стремилась запечатлеть как можно больше, рисовала иллюстрации к произведениям известных литераторов – Лермонтова. Толстого, Экзюпери – и к своим собственным сказкам,

Недаром работы Нади хранятся в музеях А. С. Пушкина – в Москве, Санкт-Петербурге, в столичном музее Л. Н. Толстого, в музее А. С. Грина в Феодосии.



Партнеры