Понятие комплексного развития территорий введено главой 10 Градостроительного кодекса РФ. Цель комплексного развития территорий – обеспечение сбалансированного развития поселений, улучшение внешнего облика, обеспечение достижения показателей объемов жилищного строительства, создание условия для развития транспортной и инженерной инфраструктур, повышение эффективности использования территорий поселений.
Законопроект, ставший сегодня законом, распределяет полномочия между Тульской областной Думой и правительством Тульской области.
Полномочия Облдумы обозначены в статье 3:
- «принимает законы Тульской области в сфере комплексного развития территории»;
- «иные полномочия…»
Полномочия правительства перечислены в статье 4:
- «Принимает решение о комплексном развитии территории»;
- «Создает юридическое лицо, обеспечивающее реализацию принятого правительством Тульской области решения о комплексном развитии территории»;
- Устанавливает порядок согласования проекта решения о комплексном развитии территории
- Устанавливает порядок реализации решения о комплексном развитии территории, определения границ территории, подлежащей комплексному развитию;
- Устанавливает критерии, которым должны соответствовать не признанные аварийными жилые дома блокированной застройки, объекты индивидуального жилищного строительства, садовые дома, расположенные на земельных участках, подлежащих изъятию для государственных или муниципальных нужд в целях комплексного развития территории;
- Определяет перечень предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, указываемых в решении о комплексном развитии территории.
В территорию комплексного развития может попасть жилая застройка, нежилая застройка, а также незанятые земли населенных пунктов.
Особенное внимание, по словам министра строительства Тульской области Константина Лопухова, будет уделено жилой застройке, в которой есть многоквартирные дома, не признанные аварийными.
Критерии, по которым ваш дом может быть изъят для комплексного развития территории:
- Превышение установленных правительством Тульской области значений физического износа основных конструктивных элементов многоквартирного дома;
- Превышение установленного правительством норматива стоимости капитального ремонта домов в расчете на 1 квадратный метр;
- Постройка домов в период «индустриального домостроения» по типовым проектам;
- Ограниченное работоспособное техническое состояние, которое определяется федеральным органом исполнительной власти;
- Отсутствие в доме централизованных систем инженерно-технического обеспечения.
Что выселяемые люди получат взамен
В законе дана следующая формулировка: «Нормативным правовым актом правительства Тульской области может быть предусмотрено право собственников жилых помещений, нанимателей жилых помещений на получение равнозначного жилого помещения».
Предоставленное помещение должно соответствовать следующим требованиям:
- Находится в том же поселении;
- Соответствовать установленным стандартам;
- Жилая площадь и количество комнат должны соответствовать освобождаемому помещению.
В законе отмечено, что решение о включении дома в территорию комплексного развития принимается на общем собрании собственников жилья. Срок проведения таких собраний устанавливает региональное правительство.
Собственники расселяемого жилья освобождаются от уплаты взносов на капитальный ремонт с первого месяца года, в котором предполагается переселение. Что будет с уже накопленными на специальных счетах деньгами – пока не ясно.
Дискуссия среди депутатов
Все проекты комплексного развития территорий будет рассматривать Градсовет, заверил Константин Лопухов.
Для подготовки 26 подзаконных актов, которые необходимы для реализации закона, минстрой создаст рабочую группу, в которую войдут депутаты Тульской областной Думы.
Статус рабочей группы и ее полномочия в законе не закреплены.
Председатель Облдумы Николай Воробьев сообщил, что решение о создании группы было принято из-за разногласий среди депутатского корпуса.
Депутат Сергей Гребенщиков выступил с критикой законопроекта, отметив, что закон хотят принять на скорую руку, внесли его под конец весенней сессии, и документ не доработан.
Наибольшие опасения у парламентария вызывают следующие пункты закона:
- Правительство «может» выделить жилье взамен изымаемого, а не «обязано»;
- Формальность статуса депутатской «рабочей группы»;
- Возможность принудительного переселения людей из центра на периферию;
- Неясность судьбы специальных счетов, куда собственники изымаемого жилья годами перечисляли деньги на капитальный ремонт;
- Что делать, если собрание собственников жилья по вопросу включения их дома в территорию комплексного развития не будет проведено в установленный срок.
«Не надо спешить с этим законом», - резюмировал Гребенщиков.
Депутат Денис Бычков отметил, что закон давно назрел, но закон – это лишь рамочное условие, а все остальное будет раскрываться в подзаконных актах.
«Очень хорошо, что депутаты будут в этом участвовать. Мы отойдем от точечной застройки – это позитивно», - сказал Бычков.
«Сделать идеальный закон по такой сложной теме невозможно, - считает Михаил Иванцов. - Закон надо принимать. Тем более, что он идет в рамках федеральной повестки».
«На дворе XXI век, а у нас коммунистические подходы прошлого века: давайте собирать собрания, обсуждать, смотреть, а дело стоит на месте, - сказал Александр Балберов. - Я с печкой прожил до 15 лет. Я знаю, что такое топить углем и дровами. У нас жилой фонд, который не попадает ни в одну программу. Закон создает возможность получить современное жилье, пусть даже не в центре города».
После выступлений депутаты приняли законопроект в качестве закона. Против проголосовали двое, один воздержался.