Приедет ли трамвай в «Петровский квартал»: что предлагают «Городские проекты» в Туле

"МК в Туле" пообщался с руководителем регионального отделения организации «Городские проекты» Александром Шишкиным. Он с командой проводит исследование трамвайной инфраструктуры в "оружейной" столице. 

Приедет ли трамвай в «Петровский квартал»: что предлагают «Городские проекты» в Туле
Фото: МК в Туле, Приедет ли трамвай в «Петровский квартал»: что предлагают «Городские проекты» в Туле

«Городские проекты» - детище известного российского блогера Ильи Варламова. Активисты занимаются изучением городов, привлечением внимания к проблемам и их решениям. Руководитель регионального отделения организации Александр Шишкин рассказал «МК в Туле» о «болевых точках» тульского трамвая.   

Подвижной состав и рельсы

- На текущий момент мы с командой проводим исследование трамвайной инфраструктуры в Туле. В 2016-2017 годах такое же проводили в Москве.За основу мы взяли их методичку и применили к Туле. Месяц мы ходили по трамвайным путям и записывали все дефекты. В ближайшее время выйдет ряд статей по теме развитие инфраструктуры тульского трамвая. Когда все результаты аккумулируем, организуем презентацию для администрации Тулы.

Трамвай – это лучший общественный наземный транспорт. У него самая большая провозная способность. Максимальная вместимость трамвая составляет 190 человек, и он может разгоняться до 75 километров в час. Мы пытаемся объяснить, что трамвай – это хорошо, то, что с ним происходит – плохо. В феврале 2021 года выпуск вагонов был сокращен практически в 2 раза. Вместо положенных 63 трамваев, на улицы выходило порядка 37 утром, к вечеру число вагонов существенно сокращалось.

Это нужно менять. Люди любят трамвай – это научный факт. Но подвижной состав должен не только красиво выглядеть, но ещё и быть низкопольным, тёплым и вместительным. Текущее состояние инфраструктуры трамвая, очень быстро убивает вагоны, а зимой эта ситуация усугубляется из-за снежной погоды, что приводит к дополнительному износу подвижного состава. Высокий средний возраст вагонного парка, на текущий момент средний возраст трамвая в городе составляет 20 лет. Добавим к этому, тот факт, что треть парка, это вагоны конца 80-ых, которые долгое время не получали должного обслуживания. В Тулу гоняют б/у технику из Москвы, затыкают дырки в рельсах, контактные провода изношены, тяговые подстанции тоже требуют ремонта. Надо понимать, что поддержанные трамваи не вечны.  Те, что не вышли на маршруты, стоят, как запасные части. Сотрудники депо не успевают ремонтировать вагоны в таком количестве.

Максимальная вместимость трамвая составляет 190 человек, и он может разгоняться до 75 километров в час.
Трамвай в Левобережный

- В Тульской области хорошая трамвайная система, она не требует тотальной доработки. Это подтверждают и сотрудники компании «SIMETRA», которая занимается транспортным планированием. Рельсы расположены приемлемо, переносить их не нужно. Есть предложение продлить уже существующие трамвайные маршруты. Как пример, можно протянуть пути в Зареченском районе по улице Максима Горького, на улице Оружейной сделать ответвление в сторону ЖК на улице  Сурикова.  Мы с командой считаем, что целесообразно также продлить трамвай до ЖК «Петровский квартал», там образовался  уже большой жилой массив. Важно также пустить маршрут, который соединит Пролетарский район с центром города по Восточному обводу. Сейчас в районе ЖК «Левобережный» все плохо с транспортной доступностью. Трамвай был бы отличным решением этой проблемы. 

Полупустые трамваи

- В работе с маршрутами есть несколько правил, что должен делать трамвай: ходить там, где он нужен; ходить максимально прямыми маршрутами, не дублироваться другими маршрутами, в том числе трамвайными. Обычно маршруты трамваев прокладывают по максимально прямым линиям, чаще всего это главные улицы города. Тут всё просто: все хотят максимально быстро добраться до нужной точки, чаще всего это возможно сделать по самой короткой траектории.

С дублированием всё немного сложнее. Чаще всего из-за беспересадочных маршрутов появляется дублирование, когда несколько маршрутов идут параллельно большую часть пути.

С дублированием бороться просто: его нужно убирать. В качестве примера можно вспомнить российские метрополитены, где одна ветка – один маршрут, плюс станции пересадки. С наземным транспортом всё должно быть примерно аналогично: часто ходящие маршруты по улицам и наземные платформы для пересадки. За счёт этого может сократиться время ожидания трамвая и общее время поездки. В Туле сейчас действует 9 трамвайных маршрутов, плохо продумана маршрутная сеть. Трамваи одного и того же маршрута ходят кучей друг за другом, а потом приходится долго ждать нужный маршрут.

Билеты ушли в прошлое

- Вход через переднюю дверь - это худшее, что можно было сделать с общественным транспортом. Мы сейчас проводим исследование, насколько сократилось бы время посадки, если бы вход был бы свободным. С уверенностью скажу, что это время посадки сократилось бы в 2 раза. К счастью, сейчас люди стали больше расплачиваться безналом и картой «Тройка». По сути «Тройка» - это такой же билет, в который можно вшить все что угодно: проездной, бесплатную пересадку. Это тоже сокращает время посадки. В Москве билеты ушли в прошлое. Мы тоже к этому идем.

Где с трамваем все хорошо

- Однозначно, в Краснодаре. Гулял я как-то там, обращается ко мне прохожий и спрашивает: «На каком трамвае я могу доехать в такой-то район. Слово трамвай – ключевое. Что бы спросили в Туле: «На какой маршрутке я могу доехать». В Краснодаре работает классная команда по обслуживанию подвижного состава и рельсового полотна, трамвай обособлен и не стоит в пробках, неплохая тарифная сетка. В Санкт-Петербурге есть крутые «Чижи», но опять же их пустили «коммерсы». Сам питерский трамвай не шибко крутой.

Венские платформы

- В Туле трамвай высаживает пассажиров на трехполосной дороге. В Новосибирске так сбили журналиста. Ребята сразу после этого происшествия написали обращение в администрацию с просьбой построить венские платформы вдоль трамвайных линий. Так прецедент стал катализатором к изменению. С администрацией дорожного хозяйства Тулы обсуждаем этот вопрос. Такие платформы предложили построить на улицах Епифанская, Руднева, Оборонная. Платформа венского типа облегчает посадку в транспорт - ее высота совпадает с уровнем пола трамвая.  Венская платформа не стоит миллиарды. Человеческая жизнь дороже, чем любая платформа.

Напомним, в 2016-м году экс-глава администрации Тулы Евгений Авилов озвучил идею убрать пути с улицы Фридриха Энгельса, чтобы разгрузить проспект Ленина, а также с пересечения проспекта Ленина и улицы Станиславского.

В 2017-м году на просторах интернета появилась петиция от жителей города с требованием убрать трамваи с улиц Тулы. Ее подписали несколько десятков человек.

В петиции было написано, что трамваи не соответствуют нуждам крупного города, который «приобретает черты мегаполиса». Также подписавших петицию не устроили трамвайные пути с прилегающими к ним остановками на центральных улицах города, например на Советской, Энгельса и Оборонной.

В 2018-м на общественном голосовании горожане большинством голосов высказались за сохранение трамвая. А в администрации Тулы заверили, что вопрос ликвидации трамвайной сети даже не рассматривался.

В 2019-м году впервые за долгие годы капитально были отремонтированы трамвайные пути на улице Фридриха Энгельса от улицы Первомайской до Советской. В 2020 году трамвайное полотно привели в порядок на улицах Оборонная и Максима Горького. В текущем году планируется отремонтировать трамвайное кольцо на Красном Перекопе. Новые рельсы однозначно продлят жизнь тульскому трамваю и, возможно, вернут ему значимое место в жизни «оружейной» столицы.

Читайте также: В центре Тулы трамвай сошел с рельсов

В Туле на Гайдара с рельс сошел трамвай

Из-за обрыва проводов на юге Тулы встали трамваи

Еще больше интересного здесь.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру