Что не так с «велосипедной» столицей России

1 сентября 2021 года первому российскому велотреку исполнится 125 лет. Его открыли в 1896 году на тогдашней окраине Тулы — пустыре Киевского шоссе. В этот же день прошли первые соревнования. Сегодня регион пытается вернуть былую славу тульского велосипедного движения. Спортсмены готовятся к участию в Олимпийских играх в Токио, перенесенных в связи с коронавирусом, а Тула закрывает на реконструкцию велотреки.

Что не так с «велосипедной» столицей России
Фото: МК в Туле

Аргументов за организацию в Туле велоцентра множество. Именно здесь появился первый российский велотрек. По местным дорожкам  катался Лев Толстой, «освоивший педали» в 69 лет. Более ста спортсменов-туляков стали Олимпийскими чемпионами, Чемпионами Мира и Европы. Глава Тулы — Ольга Слюсарева является российской шоссейной и трековой велогонщицей, Олимпийской чемпионкой, шестикратной Чемпионкой Мира, семикратной Чемпионкой Европы, победительницей Кубка Мира, заслуженным мастером спорта России. 

Однако сейчас кроме мэра-велосипедистки не так уж много поводов назвать Тулу столицей велоспорта.

Эпоха реконструкции велотрека на улице Луначарского

Строительство велотрека по улице Луначарского в Туле началось в 2011 году. 

На зареченский велотрек было выделено порядка 20 миллионов рублей. Согласно концепции, это должна была быть не просто площадка с двумя трассами для взрослых и малышей, а целый велогородок. Спустя три года велотрек стал «недостроем». К тому моменту успели смениться и городские, и областные руководители. Шефство над велотреком взял Александр Прокопук, который пообещал местным жителям достроить, как сейчас принято говорить, спортивную  «точку притяжения».

В 2017 году в пресс-службе администрации Тулы заявили, что в велогородке объект будет введен в эксплуатацию. Но и этого не произошло. В 2020 году СМИ опубликовали информацию о том, что велотрек сдан, но эксплуатировать его невозможно. Велоплощадка снова нуждается в ремонте, необходимо поменять покрытие и возвести дополнительные площадки для занятий.  При этом чиновники утверждают, что этот городок уж точно обеспечит Туле звание  велосипедной столицы. Нынешний глава Дмитрий Миляев клятвенно пообещал тулякам, что трек отремонтируют к 1 сентября 2021 года.

Велостолица на реконструкции

Несмотря на то, что в 2021 году тульским велосипедистам необходимо бросить все силы на подготовку к предстоящим Олимпийским играм в Токио, в Туле закрывается главная тренировочная база на Центральном стадионе, тренировки и соревнования отменяются.

Старейшему тульскому велотреку, на котором катался Лев Толстой, требуется ремонт. На масштабную реконструкцию уйдет 250 миллионов рублей.

В ходе реконструкции будут проведены работы по обустройству козырька над полотном, реконструирована восточная трибуна, где развернется гостиничный комплекс для приезжих спортсменов. В рамках проекта предусмотрена реконструкция детского велогородка. На велотрассе длиной 150 метров вместо старого асфальтового покрытия зальют бетонное. Правительство Тульской области также утвердило создание мини-трассы ВМХ (велосипедный мотокросс).

Доступ к велополотну планируют открыть только в 2022 году. Все это время тульские спортсмены вынуждены будут тренироваться на площадках  Ростова, Санкт-Петербурга, Пензы или за рубежом. Например, в Турции, где, кстати, сейчас, проходят сборы у тульских футболистов.

Колеса напрокат

«Если есть желание увидеть жизнь города, что называется, изнутри, стоит взять напрокат именно велосипед», - говорят туристам в мировой велосипедной столице.   А что на деле?

Попытка «велошеринга» была предпринята в Туле осенью 2019-го года. Однако, станции проката были открыты перед первыми заморозками, и покататься на арендованном транспорте довелось только мэру Ольге Слюсаревой.
Весной 2020 года станции проката сошли на нет вместе со снегом.

Так что взять велосипед в аренду можно только в парках. Из всей доступной инфраструктуры в городе массово множатся только велопарковки.

К примеру, гипермаркет «Глобус» приветствует велосипедистов словами «Спасибо, что выбрали экологический транспорт!», а сеть «Додо-пицца» сделала паркинг для железных коней в виде букв DODO. Но одними парковками столицы не сделаешь.

Минус 10 велосипедистов каждый год

Как не пытаются региональные маркетологи закрепить за Тулой название «велосипедной столицы», до реального статуса городу очень далеко. Возьмем, к примеру, признанную мировую столицу двухколесного транспорта, Амстердам.  Там велосипедов больше, чем любого другого транспорта. Для велосипедистов выделены широкие велосипедные дорожки, стоят специальные светофоры, повсюду парковки. Есть ли такое в Туле? Вопрос риторический.

Зона для велосипедистов выделена только в историческом центре города, в трех городских парках, вдоль Красноармейского проспекта, по улице Фрунзе и вдоль Восточного обвода. Туляки, передвигающиеся на велосипеде, вынуждены выезжать на проезжую часть, где и без того тесно. Каждый год под колесами автотранспорта гибнет не менее десяти велосипедистов.

К слову, в 2016 году тульские власти говорили о готовности создать единый веломаршрут, который связал бы основные места отдыха, крупные предприятия и торговые центры. Изначально с такой инициативой выступили местные блогеры.
Их поддержал тогдашний глава администрации Тулы Евгений Авилов — сам большой любитель этого вида спорта. Прокатившись вместе с общественниками, он обещал создать велодорожки, которые «опутают весь город», что при выдаче разрешения на строительство и при разработке проектной документации новых торговых объектов обязательным условием будет парковка для велосипедов.

Установку на профессиональный велоспорт дал и тульский губернатор Алексей Дюмин. Благодаря главе региона тульские велосипедисты получили первую международную трековую лицензию UCI. И сегодня в России она есть лишь у тульской команды. Она позволяет гонщикам участвовать в международных соревнованиях по велоспорту-треку, в том числе наравне со спортсменами, выступающими за сборную России, в этапах Кубка наций — под собственным флагом. Однако 30 профессиональных велосипедистов слишком мало, чтобы называть Тулу «велосипедной» столицей.

Идея пересадить всех с четырех колес на два муссировалась невероятно мощно. Самопровозглашенный вело-амбассадор города Денис Ворошнин сделал попытку пересадить Тулу на один день на велосипед и организовал первомайский пробег.

Ворошнин тогда амбициозно заявил, что собирается сделать Тулу реальной велосипедной столицей России, а не на словах.  Тут общественник в своих фантазиях не далеко ушел от чиновников, которые десятилетиями идут к званию столицы, но так и не приближаются  к заветной цели.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру