Как выпускница по призванию работать ходила
Валерия устроилась на работу сразу после получения диплома учителя русского языка и литературы. На девушку сразу же повесили 33 часа в неделю и надомника. А потом – и классное руководство.
«Сначала речи о нем не было. Меня предупредили о большой нагрузке по урокам, но я с энтузиазмом решила взяться за дело. Подумала, окунувшись в профессию с головой, я быстрее адаптируюсь. Сказали, что в школе много учителей в возрасте и нужны молодые кадры», - рассказывает Валерия.
Однако на первом же педсовете от классного руководства отвертеться не удалось. Тем не менее, Валерия решила не отступать и вышла на работу. Нагрузка для молодого специалиста была колоссальной – 6-7 уроков в день. Сначала девушка справлялась, но потом поняла, что времени на что-то еще у нее вообще не остаётся.
«Спину верблюда сломала «соломинка» в виде надомника. У меня были уроки даже по субботам до двух дня, а после надо было ехать к ребенку. Добираться было далеко, поездка занимала 1,5 часа туда и 1,5 часа обратно. Мне сказали, что все остальные преподаватели в возрасте и не поедут так далеко. С надомником я занималась 3 часа, как было установлено. В итоге в субботу я возвращалась домой в семь вечера. У меня оставался всего один выходной – воскресенье. И его я тратила на написание конспектов», - вспоминает свой сентябрь 2020 Валерия.
Девушка пыталась поговорить с директором, объяснить, что не сможет потянуть такую нагрузку. Тем более в первый год работы, когда у нее нет ни готовых наработок, ни конспектов и огромное количество времени уходит на подготовку к урокам.
Тогда директор и заявила, что ошиблась в выборе педагога, мол, надо было опытного брать, а не зеленую выпускницу.
Но и с увольнением оказалось все не так просто. По словам Валерии, она приступила к работе, не подписав договора. Документ ей не показывали еще две недели. Когда все-таки увидела договор, она с удивлением обнаружила, что вместо «учителя литературы и русского языка» было написано «учитель начальных классов».
«Была это банальная ошибка или нет, я не знаю. Но меня все равно заставили отрабатывать две недели, хотя я так ничего и не подписывала с самого начала работы. Морально истощенная, я не нашла с ними сил спорить и просто доработала до конца месяца», - отметила Валерия.
В этом году девушка хотела поступить на магистратуру и даже проходила на бюджет. Однако директор отговорила ее от этой идеи, и девушка не стала подавать документы.
«Сейчас я понимаю, что директор просто хотела, чтобы я все силы отдавала школе. Только теперь я без работы, и без магистратуры. Может и есть где-то хорошие школы, но пока что отпало всякое желание туда идти», - резюмирует свой кратковременный педагогический опыт Валерия.
Когда не помогает даже миллион
Валерия отработала в школе месяц и за свои труды получила 22 700 рублей. Это хоть и меньше, чем мечтают получать многие выпускники, но для молодого педагога очень и очень неплохо.
«МК в Туле» собрал официальные данные о зарплатах тульских педагогов. Для сравнения, данные о своей заработной плате редакции передала выпускница ТГПУ им. Л.Н. Толстого 2018-го года, которая работает в Домодедово учителем физики.
Итак, начинающему педагогу в Тульской области предлагается обычно крайне скромный оклад. Чтобы не отпугнуть случайного кандидата на вакансию, обещаются расплывчатые 22-30 тысяч рублей. То, что за эти деньги учителю придется жить работой в режиме 24 часа в сутки 7 дней в неделю, умалчивается.
Самое честное объявление с реальной зарплатой было выставлено ТГПУ им. Л. Н. Толстого в соцсетях, где вуз помогает трудоустройству своих выпускников.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Гремячевский центр образования» приглашает на работу студентов 4-5 курсов факультета иностранных языков, факультета математики, физики и информатики на зарплату «исходя из ставки, с учетом сельского коэффициента 13660 рублей». Кандидатам при этом предлагаются 36 часов нагрузки. Это почти две ставки. К слову, Центр образования находится в 35 км от города Новомосковска Тульской области, 22 км от Кимовска и в 90 километрах от Тулы.
Но проблемы с кадрами испытывают и школы областного центра. «Центр образования № 8 имени Героя Советского Союза Леонида Павловича Тихмянова» в Туле в 2020-21 учебном году имеет 11,5 вакансий.
Всего в 2020 году ТГПУ им. Л.Н. Толстого в 2020 году опубликовал более 200 вакансий. Какой процент из них заполнен - неизвестно.
Регион попытался было изменить ситуацию при помощи программы «Земский учитель», согласно которой каждому педагогу, готовому преподавать в тульской глубинке, предлагался 1 миллион единовременной выплаты. Требования к кандидатам для участия в программе были минимальные – диплом педагогического вуза или колледжа, возраст менее 55 лет и желание не менее 5 лет провести в сельской школе.
В рамках программы были открыты 33 вакансии. И лишь 12 учителей согласились на миллион. Что не удивительно, ведь педагог в течение 5 лет будет получать 18-25 тысяч, а миллиона на покупку «домика в деревне» явно мало.
Москва близко
«Работу в Тульской области я даже не рассматривала», - рассказывает «МК в Туле» выпускница матфака педагогического университета Юлия К. – «Уже на последнем курсе решила, что поеду в Москву. О работе договаривалась заранее, еще в феврале. Мне пообещали 300 тысяч подъемных, жилье за счет школы, и гарантированное трудоустройство в сентябре. Все обещанное было выполнено. Конечно, жить в квартире с другими девушками-педагогами было непросто. Нагрузку тоже навешивали до обморока, 40 часов в неделю. Но, постепенно все наладилось. В Москву перебрался муж, он тоже выпускник педа. Сейчас я по-прежнему преподаю в школе, мы снимаем жилье, и возвращаться в Тулу не собираемся».
Юлия показала для сравнения свой квиток о зарплате. Девушке, с учетом подъемных, начислено свыше 71 тысячи рублей. Это были ее первые месяцы работы, и разница в доходах столичного педагога и регионального способна вогнать в депрессию тульского учителя.
Ведь зарплата тульского педагога со стажем в разы меньше молодого специалиста в столице.
Учитель высшей категории, ведущий занятия в начальных классах в сельской школе на условиях полной анонимности рассказала о своей зарплате.
«Мне 53 года, непрерывно работаю в школе сразу после вуза. Я назову «чистые» выплаты, то есть, то, что получаю на руки после уплаты налогов. Оклад, 1 ставка - 10064 рубля. Плюс полставки за группу продленного дня, она пять дней в неделю, это еще 5232. Кружок – 565 рубля. Классное руководство, пока президентских 5000 еще не было, так что 2000 рублей [по состоянию на 29 сентября 2020 года, прим. ред.]. Проверка тетрадей, 1528 рубля. Ведение кабинета - 1100. Выслуга - 2000. Надбавка за высшую категорию – 1528 рубля. Доплата за сельскую местность - 2000. Итого около 26 тысяч на руки», - рассказывает женщина.
«Ума нет – иди в пед»
Согласно данным Рособрнадзора, средний возраст учителя в России остается на уровне 45-46 лет. Доля педагогов старше 50 лет наоборот увеличивается - 42%. В «пожилой» Тульской области ситуация еще хуже. В ряде сельских школ региона средний возраст педагогов – 55+. И, как мы уже выяснили, притока молодой крови не дождаться даже за миллион рублей.
Деньги – пожалуй самая весомая причина, почему все меньше россиян желают своим детям работать учителями. ВЦИОМ фиксирует снижение популярности профессии педагога с 3.14 баллов до 3 в период с 2014 по 2018 годы.
Опрошенным предлагалось оценить по 5-балльной шкале вероятность рекомендации своим детям педагогической профессии. Очевидно, что сухую корку учительского хлеба своим близким желает есть все меньшее количество россиян. Похоже, становится верной ранее безосновательная и глупая дразнилка абитуриентов: «Ума нет – иди в пед».