«Похоронная лавочка» тульского Бюро судмедэкспертизы должна закрыться в сентябре.

«Коммерцию на трупах» тульское УФАС посчитало вне закона. До 26 сентября министерство здравоохранения региона обязано изменить разделы Устава Государственного учреждения здравоохранения Тульской области «Бюро судебно-медицинской экспертизы» и исключить из него перечень немедицинсих платных услуг. В этот список, кстати, входит прокат зала и его оформление для проведения гражданской панихиды и поминок. 

«Похоронная лавочка» тульского Бюро судмедэкспертизы должна закрыться в сентябре.

Спор относительно хозяйственной деятельности тульского Бюро судмедэкспертизы («БСМЭ») тянется с 2018 года. Именно тогда ФАС уличила Бюро в «похоронном» монополизме: проанализировав документацию Бюро судмедэкспертизы - Положение об организации оказания платных немедицинских услуг, Перечень и Прейскурант и др, – УФАС и пришло к выводу о преимущественных условиях Бюро на «похоронном» рынке. Однако резолютивная часть решения антимонопольного ведомства появилась лишь в июле 2019 года. 

Бальзамирование – не цель 

Камнями преткновения в разбирательстве стали пункты 2.4 раздела II «Общие положения» «БСМЭ», дефиса 2 пункта 6.3 раздела VI «Права и обязанности». Эти разделы наделяли учреждение правами брать деньги за целый ряд немедицинских услуг, что, по мнению ФАС, противоречит требованиям антимонопольного законодательства.

Министерство здравоохранения и ГУЗ ТО «БСМЭ» утверждали обратное - услуги по бальзамированию, санитарной и косметической обработке, предпохоронному сохранению трупов умерших связаны с основной деятельностью судебно-экспертной организации и проводятся они «непосредственно после завершения судебно-медицинских экспертиз и исследований трупов, осуществляются для достижения целей деятельности данных организаций, соответствуют целям Учреждения и связаны с объектом исследования – телом умершего". 

А именно, Бюро за плату оказывало следующие немедицинские услуги:

-услуги по санитарной и косметической обработке трупа;

- услуги по бальзамированию трупа;

- предпохоронное сохранение тел;

- панихиды, обряда поминания;

- перевозка тела и т.д.

Среди перечисленного значился прокат зала Бюро для траурных церемоний, что приковало особое внимание антимонопольного ведомства. Устав «БСМЭ» такого содержания утвердил региональный минздрав.

Перечень всех этих платных услуг Бюро подкрепляло актами, которые руководство заблаговременно утвердило еще осенью 2017 года. 

В самом начале 2018 года тульское УФАС вынесло предупреждение о нарушении антимонопольного законодательства. Суть претензий – оказывая платные похоронные услуги ведомства нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц и создают препятствия для оказания аналогичных услуг негосударственными структурами. Но минздрав остался при своем, обосновывая законность похоронной коммерции. 

В ноябре 2018 года вступило в законную силу решение Арбитражного суда Тульской области (по делу № А68-3435/2018), но спор о том, может или не может «БСМЭ» зарабатывать на трупах и ритуалах с ними связанных не прекратился. 

Из резолютивного решения по делу: 

«19.07.2019 в Тульское УФАС России поступили пояснения министерства здравоохранения Тульской области к заключению об обстоятельствах дела № 03-03/02-2018, в которых  Ответчик указывает на следующее. 

По мнению министерства здравоохранения Тульской области, поскольку оказываемые ГУЗ ТО «Бюро судебно-медицинской экспертизы» услуги по бальзамированию, санитарной и косметической обработке трупа, а также предпохоронному сохранению тел умерших не являются гарантированными услугами по погребению, определенными Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», правоспособность судебно-медицинской организации, не являющейся специализированной службой по вопросам похоронного дела, не может быть ограничена в данной сфере. Рассматриваемые услуги подлежат оплате за счёт лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего».

Траурный зал

Имело ли Бюро право сдавать в аренду для траурных мероприятий свой зал – один из основных вопросов в разбирательстве. 

Позиция тульского минздрава: право на предоставление в аренду имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным учреждениям, закреплено гражданским законодательством и осуществляется ГУЗ ТО «Бюро судебно-медицинской экспертизы» в порядке статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Позиция ФАС: слудба исходит из целевого назначения государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору. А минздрав как орган исполнительной власти, проводящий на территории региона государственную политику в сфере здравоохранения, осуществляет функции по организации проведения экспертизы временной нетрудоспособности, судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи. При этом министерство не наделяло подведомственное ГУЗ ТО «БСМЭ» полномочиями органа исполнительной власти по организации проведения медицинских экспертиз на территории Тульской области. А это исключает возможность квалификации действий учредившего это Учреждение министерства здравоохранения Тульской области в соответствии с частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно разъяснениям ФАС, некоммерческая организация может проводить исследования и получать оплату в рамках целей, ради которых учреждение создано.  А вот предоставление иных услуг законом запрещено. 

«Согласно пункту 2.1 раздела II «Цели и виды деятельности учреждения» Устава ГУЗ ТО «БСМЭ», целью деятельности Учреждения является производство судебно-медицинской экспертизы, обеспечивающей исполнение полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей, содействие медицинским организациям в улучшении качества оказания медицинской помощи населению», - разъясняет свою позицию ФАС. 

Ритуальные услуги относятся к прочим персональным услугам и закреплены в ОКВЭД под номерами 96 и 96.03, в частности в соответствии с ОКВЭД услуги по бальзамированию трупа, предоставлению ритуальных залов, по транспортированию трупов относятся к услугам похоронных бюро (96.03.12).

Вывод ФАС: ритуальные услуги, равно как и оказание услуг по санитарной и косметической обработке трупа, услуги по бальзамированию трупа, предпохоронному сохранению тел умерших не относятся к медицинской деятельности, а, следовательно, оказание таких услуг не отвечает целям деятельности ГУЗ ТО «БСМЭ», а также не отвечает целям деятельности государственных судебно-экспертных учреждений. А это может быть следствием нарушения права на свободный выбор субъекта, оказывающего ритуальные услуги, что, в итоге, может привести к ограничению, устранению конкуренции на рынке ритуальных услуг.

«Комиссия Тульского УФАС России, оценив доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле о нарушении антимонопольного законодательства, приходит к выводу о наличии в действиях министерства здравоохранения Тульской области нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции", - констатирует тульская ФАС и предписывает: 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру