Об эпизодах уголовного дела Михаила Носова мы решили напомнить, поскольку в распоряжении редакции оказались материалы, ранее нигде не опубликованные.
Информация об уголовном деле бывшего директора «ТПЗ» Михаила Носова в открытых источниках крайне скудная и вызывает больше вопросов, чем дает ответов.
Кому предназначались миллионы – осталось загадкой. В материалах суда фигурируют третьи лица, а за мошенничество в особо крупном размере (максимальное наказание по статье - до 10 лет за решеткой) Носов получил скромный в масштабах махинации штраф и не отсидел ни дня.
Если вкратце, то суть уголовного дела Михаила Носова в следующем.
По нашим данным, Носов похитил деньги завода на суму почти 2 млн. 240 тысяч евро (по курсу 2015 года – свыше 139 млн рублей). Впрочем, намеревался вывести куда больше – 3 млн. 187 тысяч евро.
C 18 апреля 2014 года 44-летний Носов решением общего собрания акционеров ОАО «Тульский патронный завод» наделяется правом действовать от имени общества без доверенности, в том числе представлять интересы в иностранных компаниях и совершать сделки. Позже топ-менеджер воспользуется этим правом в полном объеме.
Реализовывать крупномасштабную и крайне дорогостоящую аферу генеральный директор Тульского патронного завода начал в мае 2015 года. Акционерам предприятия он представил некий контракт на производство патронов определенного калибра. Цена контракта – те самые 3 млн 187 тысяч евро.
Из материалов уголовного дела:
«В период времени с 1.03.2015 г. по 6.04.2015 г. у Носова М.А. возник умысел на хищение денежных средств АО «ТПЗ» в особо крупном размере в пользу третьих лиц путем заключения фиктивного внешнеэкономического контракта на производство работ по технической разработке патронов. Действуя во исполнение своего преступного умысла, Носов М.А. приискал иностранную компанию «Trusan Enterprises Limited” (офис в Гонконге), которую решил указать в фиктивном внешнеэкономическом контракте как контрагента-исполнителя».
Словом, во всей этой проработанной преступной легенде реально существующими оказались «третьи лица», которым «причитались» не менее реальные миллионы завода.
Для понимания, несуществующий контрагент якобы был обязан за 3 с лишним миллиона евро представить производственный процесс от методик разработки латунных гильз до внедрения в эксплуатацию производственного цикла с последующим обучением персонала.
Эту, как казалось Носову, стройную легенду он начал продвигать среди акционеров. Уже в начале апреля мошеннику удалось убедить членов Совета директоров в необходимости заключения данного контракта. Важный нюанс – следствие исключило возможный факт соучастия кого-то из высшего руководства «ТПЗ» в готовящейся махинации.Как следует из материалов дела, в Совете директоров не догадывались о преступных планах Носова.
Обращают на себя внимание сроки, в течение которых была сфабрикована афера: меньше двух месяцев прошло от замысла до реализации преступной схемы. Судя по всему, Носов спешил.
1 июля 2015 года 139 млн рублей пришли на счета контрагента-фальшивки. Финальная точка в доказательствах дела, по которому в мае 2018 года был вынесен приговор, поставлена. По версии следствия, с которой впоследствии согласился суд, Носов и иные неустановленные лицаполучили доступ к миллионам Тульского патронного завода. Кто эти иные лица?
А «нестреляные патроны» остались?
Характерно, что Носову была инкриминирована ч.4 ст. 159 УК РФ – мошенничество, т.е. хищение чужого имущества путем обмана и злоупотребления доверием с использованием своего служебного положения в особо крупном размере. Максимальная санкция по статье – до 10 лет лишения свободы. Носов не отсидел ни дня (за исключением нахождения в СИЗО с июня по ноябрь 2017 года), а был приговорен к штрафу в 4 млн 800 тысяч рублей. Но и этот не существенный в масштабах махинации штраф суд «скостил» до 4 млн рублей, учитывая целый набор смягчающих обстоятельств:
«Суд находит возможным исправление Носова М.А. в условиях, не связанных с изоляцией от общества, назначает ему более мягкий вид наказания, чем предусмотрен это статьей, … полагает, что такое наказание окажет на подсудимого достаточное воспитательное воздействие».
Прежде всего, наказание за особо крупное мошенничество Носову смягчила добровольная компенсация выведенных миллионов. Спустя три года с момента преступного обналичивания 139 миллионов оборонного предприятия, Носов изыскал и вернул деньги…
Финал ли это…
Уголовному делу в отношении экс-директора и бывшего совладельца патронного завода Носова (ему, по данным «СПАРК-Интерфакс», принадлежали 0,002% акций) предшествовали и другие значимые события. По этой же статье в 2016 году был осужден (условно) другой бывший совладелец и член Совета Директоров ОАО «ТПЗ» Алексей Соловов.