- Тульское отделение «Голоса» объявило о наборе наблюдателей. Люди отзываются на ваш призыв?
- Да, люди начали записываться и этот процесс будет продолжаться. У нас есть свой постоянный костяк, это актив, который имеет большой опыт наблюдений. Плюс на каждые избирательные кампании мы привлекаем дополнительных наблюдателей.
- Сколько человек вы планируете собрать на обучение наблюдателей?
- Сейчас сложно сказать. В воскресенье, 6 сентября, у нас началось обучение. Я думаю, что наберется около 20 человек.
- В каких районах, на каких участках вы планируете выставить наблюдателей – у вас есть план, приоритеты?
- Мы хотим произвести эффект неожиданности, то есть оказаться там, где нас не ожидают. Мы понаблюдаем и в Алексинском, и Киреевском районах. Иначе, если мы будем анонсировать конкретные УИКи, то на них нас будет ждать особая подготовка.
- В чем состоит ваше обучение наблюдателей?
- Обучение у нас очное. У нас есть федеральная программа «Голоса» по обучению, наработанные методики, есть конкретные люди, которые проходили обучение. Они квалифицированы и будут обучать других.
- Параллельно с вами набор наблюдателей на выборы объявил в соцсетях алексинский коммунист Алексей Носов. Вы с ним сотрудничаете?
- Я несколько раз с Алексеем Носовым созванивался. Он по началу очень заинтересовался сотрудничеством с нами, пообещал содействовать нам в выдаче направлений для наблюдателей от КПРФ. Потом он сказал, что ему надо будет связаться с Олегом Лебедевым, так как он решает вопрос по наблюдению. После этого он перестал выходить на связь. На данный момент я думаю, что направлений от КПРФ мы на Алексин не получим.
Мы можем выставлять наблюдателей от партий или от кандидатов, участвующих в выборах. Но у нас есть и запасной вариант – аккредитованные удостоверения СМИ – сетевого издания «Молния». Аккредитовано оно непосредственно в ЦИКе, поэтому наша местная избирательная комиссия не может нас этих удостоверений лишить. Конечно, у журналистов меньше возможностей для наблюдения, чем у наблюдателя от партии или члена УИКа с правом совещательного голоса. Но в статусе СМИ мы можем находиться на участке, контролировать работу комиссии, наблюдать за процессом и, самое главное, фиксировать все на камеру.
- Вы пытались вступать в диалог с другими партиями с целью направления наблюдателей на участки?
- Я давно занимаюсь наблюдением и принимаю участие в избирательных кампаниях. Политический ландшафт у нас в Тульской области мне понятен, поэтому холодное отношение участников избирательного процесса к независимому наблюдению вполне объяснимо. Нам не важно, по большому счету, от кого иметь направления. Мы не наблюдаем за какую-то партию или кандидата, мы наблюдаем за честностью всех процедур голосования. Да, была надежда на Носова. Но я так понимаю, что он в КПРФ не решает этот вопрос. А тем, кто решает, судя по всему, наблюдатели на этих выборах в Тульской области не нужны.
- Какие у вас ожидания от наблюдения на предстоящих выборах в сентябре 2020 года?
- Предстоящее голосование в Тульской области не очень значимое, с точки зрения масштабов, но важные выборы совсем скоро. В текущем сентябре мы потренируемся наблюдать за многодневным голосованием, поймем, как эффективнее это можно сделать с прицелом на федеральные выборы. Есть подозрение, что устроить многодневное голосование захотят и на выборах в ГосДуму.
- В чем специфика работы движения «Голос» в Тульской области?
- По сравнению с другими регионами, тульская областная администрация жестче контролирует политическое поле. В связи с этим, нам зачастую сложно получить направления для наблюдателей.
Складывается ощущение, что все участники этих выборов обо всем уже договорились, поэтому не нужно особенно напрягаться. Единственный нюанс, что мы можем на конкретных участках отследить какие-то нарушения и не допустить их. Тем самым обеспечив честные выборы. Если результаты на них кардинально будут отличаться от остальных участков, значит, можно будет сделать конкретные выводы.