Андрей Клепанов: «К проекту «Тульская Ривьера» отношусь с большим юмором»

Председатель Союза архитекторов Тульской области Андрей Клепанов пообщался с журналистами

На днях в тульской студии «Эхо Москвы» председатель Союза архитекторов Тульской области Андрей Клепанов рассказал о «минусах» и «плюсах» точечной застройки Тулы.
Председатель Союза архитекторов Тульской области Андрей Клепанов пообщался с журналистами

- Начнем с самого актуального. В связи с частыми ДТП в нашем городе жителям постоянно приходится стоят в пробках. Расскажите, какова ситуация в областном центре с объездными путями?

- Вы прекрасно знаете транспортную проблему города Тулы, знаете, что у нас радиально-кольцевая система и что огромное количество транспорта вынуждено развязываться, разъезжаться по центру Тулы, по ул. Советской. То, что ввели Восточный обход, хоть и не в полном объеме, достаточно эффективно разгрузило город. Нужна еще одна связка Заречья с Центральным районом, этот вопрос все время поднимается и сейчас рассматривается, и еще одна связка Зареченского района - с Пролетарским районом на ул. М. Горького и Декабристов. Также связка Фрунзе-Курковая.

- Да, об этой развязке говорили еще 5-6 лет назад, когда Владимир Сергеевич Могильников только был избран. Тогда он и заявил, что эту развязку обязательно построят.

- Я думаю, что она будет, но за 5 лет такие большие проблемы не решаются. Если они не решились с 1971 года, то, извините меня, за 5 лет решить такую проблему практически невозможно. Тем более эта дорога пойдет по территории промышленных предприятий, и если в 1971 году все было государственное, то сейчас приходится решать вопросы с частными владениями, с собственниками. Это вопрос небыстрый, и, дай Бог, чтобы он решился в течение 10-15 лет.

- Жителям Тулы мучиться на Зареченском мосту в пробке еще минимум 10-15 лет?

- Я думаю, быстрее вряд ли получится. За последние годы инвестиции в транспортную структуру были достаточно серьезные, и много дорог и магистралей было сделано. Но есть такие моменты, которые решаются не так быстро. Все вы прекрасно знаете, что когда ул. Ф. Энгельса была замощена плиткой и по ней был разрешен проезд транспорта, поворот Советской и проспекта Ленина сразу разгрузился. По Генеральному плану, там предусматривалась магистраль общегородского значения - дублер проспекта Ленина. Не все так просто и не все упирается в администрацию, ее желания и финансы, есть проблемы, которая наша юридическая система не может решить.

- С 1971 года был предусмотрен план развязок, понятно, что там и людей, и автомобилей было меньше, но сейчас-то у нас модернизация. Нет ли каких-то других путей?

- Тогда автомобилей, можно считать, не было. После перестройки количество машин увеличилось в разы. Поэтому транспортная проблема сейчас такая сумасшедшая. Тогда она просто не стояла перед городом. Предусматривали какие-то дороги для большегрузного транспорта. Безусловно, какие-то технические прогрессы внесут свою лепту в развитие транспортной системы, к примеру, многие бизнесмены благодаря Интернету позволяют себе работать дома. Запад идет в этом направлении, строят города-спутники, и нет необходимости приезжать в город, чтобы решать проблемы.

Наша транспортная проблема по сравнению с московской - это цветочки.

- Количество нашего населения сейчас стабилизовалось, а какова потребность в жилье?

- Потребность в жилье в городе достаточно большая, и в Генплане это четко прописано.

- А почему мы тогда не строим? Новые дома, микрорайоны? Общественные организации всегда боролись против точечной застройки. И каждый новый глава города приходил и говорил: все, больше их не будет. И потом мы смотрим, то тут скандал, то там. Почему так происходит?

- Действительно, потребность в жилье есть, и если брать предыдущие градостроительные документы, они существенно отличаются. Если при старом Генплане у нас было 18-24 кв метра на человека, то сейчас - 35 кв. метров. От этого зависит и цена на жилье. Пока город не начнет решать проблему альтернативных источников - газогенераторные, газотурбинные подстанции, которые бы вырабатывали и тепло, и электричество, - эта проблема так и будет нависать.

Жилье нужно, и чем больше его будет, тем лучше. Что касается точечной застройки, то давайте разделять понятие точечной застройки и реконструкции сложившейся территории.

- Понятно, что все за реконструкцию: выселили из старого дома, и на этом месте построили новый дом.

- Вот когда в квартале строят один дом - это проблема. Это и называется точечной застройкой. Но взять квартал пр. Ленина, Ф. Энгельса, ул. Жаворонкова и ул. Первомайскую, вокруг которого сейчас также скандал, там 6 блок-секций этого дома. Какая это точечная застройка? Там будет и подземный гараж, который решит проблемы и жителей этих домов, и тех владельцев машин, которые сейчас находятся у доме в металлических гаражах. Также в этом комплексе предусматривается и малокомплектный детский сад. Это безумное разбазаривание городской территории, и понятно, что жителям это не нравится. Что касается правильности уплотнения такой территории, то это абсолютно правильный принцип, по нему нужно будет идти.

То, что касается новых районов и микрорайонов, то тут тоже все не так просто. Новые застройщики заходят и говорят, что мы этот район или этот микрорайон застроим за 10 лет - и тут кризис. Новые микрорайоны - не самая доходная часть бизнеса, потому что, за исключением юго-восточного, размещены далеко от центра. Они мало привлекательны для населения, обладают меньшей продаваемостью. Точечное строительство дороже, чем то же комплексное.

- Если люди понимали бы, что в многоэтажке этаж отдадут под социальное жилье, возмущений было бы меньше?

- Возмущений меньше бы не стало, потому что не этим людям, которые возмущаются, было бы дано жилье. Социальное жилье строится и дается достаточно много, процесс продолжается, и дома строятся, и квартиры выделяются, конечно, не в бизнес-классе. Возмущаться - проще всего. Хотите, чтобы не было точечной застройки, - оформляйте право на землю, управляйте пристроенными объектами. Жилищный кодекс предусматривает все эти вещи. Хотите жить по-европейски - давайте учиться. Спрос должен быть не только с администрации, но и с себя.

Что касается строительства домов за городом, то это опять транспортные нагрузки и коллапсы. Город у нас разуплотнен. В центре стоят халупы, которые закрашены у нас еще с советских времен.

Ко мне приезжали американцы и были в шоке, когда я повез их во Всехсвятскую церковь. Когда такие дома в центре города, их надо реконструировать, выкупать, застраивать, когда в Туле целые микрорайоны отданы под дачные застройки и гаражи, их надо убирать.

- А что с этим делать? На той же Тургеневской большая часть участков - частная собственность.

- В этих домах прописано огромное количество человек, земельные участки крохотные. Чтобы построить небольшой дом, надо скупить десяток домов, переселить всех и с каждым договориться. В моей практике был случай, когда человеку предлагали хорошие деньги, хорошую квартиру, а он говорил: я здесь родился, я в этом доме и умру. Я могу понять этого человека, но когда ты затратил огромные деньги на выкуп площадки, а надо еще снести дом, получить инженерное обеспечение, - возникают конфликты.

Есть по Генплану ограничение этажности: к примеру, только 5-этажные дома - и есть 15-16, естественно, люди пойдут покупать там, где побольше, потому что получат большую прибыль, а когда ты покупаешь на Тургеневской, а у тебя ограничение в 5 этажей, не знаю, за какие деньги нужно продавать помещения под квартиры или офисы, чтобы окупить затраты, да и кто купит эти квартиры?

Есть районы, которые за счет бизнеса будут выкупаться, а есть районы, которые просто так будут стоять. Именно это и ждет наш исторический центр, потому что рентабельность вложений никакая, охрана памятников постоянно портит нервы, при этом не делается ничего.

- Будет ли застраиваться территория в районе областного роддома, где частный сектор?

- За последние несколько лет произошли два радостных события - появился Генплан города Тулы и Правила застройки и землепользования города Тулы. Делаете письменный запрос, к какой зоне по Генплану относится ваш дом и земельный участок, и ждете ответа.

- Частный сектор на ул. Староникитской. Угол Колетвинова и Староникитской. Будет ли там реконструкция или снос домов? Будет ли это экономически целесообразно?

- Ул. Колетвинова - непростой участок, там дорогие дома и земельные участки. Какая там экономика - трудно сказать. Я подчеркиваю, запросите информацию в Главном управлении архитектуры и получите ответ.

- «Тульская Ривьера» - это шутка. Или это реальный проект? Если реальный, то будет ли он дальше развиваться?

- Во-первых, это за пределами Тулы. Это Ленинский район. Даже в юго-восточный микрорайон за годы работы НПО «Тулачермет» было столько выброшено металлов, что предусматривалась рекультивация почвы. Там сначала была 5-км санитарная зона, потом ее сократили до 3 км, а затем и до 1,5 км. В целом к «Тульской Ривьере» я отношусь с большим юмором.

- Жители домов по ул. Пузакова, расположенных у железной дороги, жалуются на смрад от идущих дизельных поездов. Что-то собираются делать с этим?

- В свое время железная дорога была благом для Тулы. С нее и начался прирост города. Любая железная дорога имеет зону эксплуатации и санитарно-защитную зону. Грязь–грязью, но вибрация, шум и децибелы расстраивают психику людей. Однако о программах расселения уже забыли давно.

- В Москве приняли Генплан города со скандалом, пикетами и митингами. У нас все прошло тихо. В Москве больше специалистов, которые проанализировали документ? Как оцениваете Генплан Тулы?

- Хороший, спокойный, реалистичный Генплан, который стал развитием предыдущего Генплана от 1971 года. Почему такой ажиотаж в Москве и спокойно у нас в Туле? Потому что Генплан Москвы сделан более детально и подробно, там по-другому просто нельзя, а у нас исторический центр назначен в 1989 году, никто разработкой не занимается и может получиться один интересный момент. С 1 января 2011 года может оказаться, что в центральной части Тулы нельзя строить, могут не дать разрешения на строительство. В Москве работают целые институты, разрабатываются районы и узлы, там есть о чем спорить. У нас же всего 4 проекта планировки.

- Каким будет направление развязки Фрунзе - Курковая?

- Дорога пойдет на север, по Курковой наверх, и замыкаться будет у Белых и Красных ворот. Эта документация открыта сейчас, ее можно посмотреть в Интернете.

- В городе много бесплановой застройки. Люди выкупают у частников земли, строят. Все в разрез со всеми планами. Возникают проблемы: одни идут по законному пути, другие занимаются незаконным строительством.

- Проблема есть, была и будет, пока у нас будет неправовое государство. Многоэтажный дом самовольно не возведешь, речь идет только об индивидуальном строительстве. Да, люди ныряют под дачную амнистию, люди идут на это, потому что не хочется идти по пути прохождения правильной документации - он тернистый и затратный. Население строится, идет в суд и тратит меньше времени. Человеку должно быть выгодно делать правильно.

- Разумно ли включать в Генплан застройку аэропорта Клоково, и какова судьба строительства дома на углу ул. Л. Толстого и Халтурина?

- Клоковский аэропорт всегда предусматривался под застройку, это нормальное решение, в структуре города не должно быть аэропорта, это небезопасно. Аэропорты отнесены во всех городах России, не надо жалеть об этом, это территория, которая будет комплексно застроена. Что касается строительства дома по ул. Л. Толстого и Халтурина, то архитектурная разработка моя, фундаментом занимался московский институт. Этот участок был сложным, там есть засыпанный ручей, естественные усадки происходили всегда, даже на нормальных грунтах. Дом строится и продолжает расти. Финансовый кризис грянул, а на этом участке строительство безумно дорогое.

-Белый дом как-то назвали памятником фашистской архитектуры. Что скажете по этому поводу?

- Белый дом - уже символ города Тулы, нравится он нам или нет. Его показывают в фильмах и передачах о Туле. Сейчас вырастет еще символ - Музей оружия.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру