Ритуальное хулиганство: как туляки праздновали Рождество

Ритуальное хулиганство: как туляки праздновали Рождество
Фото - государственного музея-заповедника "Куликово поле", Роман Солопов

Сотрудник государственного музея-заповедника «Куликово поле» Игорь Бурцев рассказал «МК в Туле» о рождественских обычаях, бытовавших в Кимовском и Куркинском районах Тульской области. Данные о традициях были собраны в ходе этнографической экспедиции учеными Бурцевым И. Г. и Пешехоновым И. В.

«На Рождество и на Старый Новый год бытовал, а в отдельных местах бытует до сих пор обряд колядования, включающий в себя такие элементы, как ритуальное хождение ряженых по домам, пение «овсеней», ритуальные угрозы, рассыпание по полу семян, одаривание колядующих. Центральным эпизодом обряда, имеющим архаические черты, была проверка «Колядой» количества пряжи, изготовленной хозяйкой дома. В ряде мест бытовала ритуальная совместная трапеза «колядовщиков». На Старый Новый год процветало также ритуальное хулиганство (перегораживание улиц, подпирание дверей, воровство саней, изготовление чучела из соломы и тряпок)», - рассказывает Игорь Бурцев.

На фото - Игорь Бурцев

Ученый поясняет, что ряженые колядовщики олицетворяли собой представителей иного мира, связанного с миром усопших предков. Излюбленной одеждой колядовщиков являлась шуба навыворот, старая одежда, «рванина». На Куликовом поле до сих пор изготовляются маски с привязными рогами, овечьей шкурой, привязными бородами. Лица разукрашивались помадой, мукой, сажей. До сих пор среди святочных карнавальных персонажей наиболее популярны такие, как «старики», «старухи», «нищие», «цыгане». В целом, данные персонажи можно причислить к архетипам, тесно связанным с потусторонним миром. «Старик», «старуха» - люди, близкие к смерти, «нищий» - человек, пришедший из неизвестности и не похожий на местных, «цыган» - обманщик, колдун. Колядовщики, так же широко использовали такие вещи как мешок и посох – символы нищенства, а в отдельных местах – безмен.

Как правило, к колядованию готовились недолго. Выбор лидера был стихийным, первенство отдавалось самому признанному лицедею.

Кроме всего прочего колядующие выполняли функции контроля. Так в Куркинском, Кимовском и Киреевском районах с помощью безмена «коляды» взвешивали пряжу, которую хозяйки успевали сделать в конце уходящего года. Эта процедура начиналась с вопросов типа: «Чем ты занималась? Чего ты работала?», «Сколько тут напряли?» и т. п. После взвешивания, в случае большого объема пряжи, хозяек хвалили (по некоторым данным необходимо было изготовить около 4 кг пряжи): «Ну, молодец, видишь сколько ты наработала!» . В случае малого веса хозяек ругали: «Ах ты, ленивая, такая-сякая» . Кроме того, «коляды» выражали свое неудовольствие шутливым наказанием. Например, в селе Грибоедово нерадивым хозяйкам «мяли бока» (валяли в снегу),  а в Себино обещали избить безменом.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру