Золотоордынское копье Куликовской битвы полвека ждало опознания

Ученые государственного музея-заповедника «Куликово поле» в канун Нового года совершили поразительную находку. Она тем удивительнее, что произошла в фондах музея. На Куликовом поле в 1971 году был найден наконечник копья и передан музею, как пика XVI века. Однако в ходе ревизии тульские ученые выяснили – артефакт на пару столетий древнее.

Золотоордынское копье Куликовской битвы полвека ждало опознания
Куликово Поле. Фото: музей-заповедник "Куликово Поле"

Размер имеет значение

Открытие было совершено супругами Андреем и Татьяной Наумовыми. Он - заместитель директора по научной работе, археолог. Она – руководитель отдела комплектования, хранения, учета музейных предметов и коллекций.

Андрей Наумов

Ученые приступили к работе над новым каталогом реликвий Куликова поля. Прежний каталог, 2008 года, хотя и стал хитом и библиографической редкостью, уже устарел - за последние 11 лет было сделано много новых находок и открытий.

Изучая старые материалы краеведов, статьи и описи, ученые обнаружили упоминание о любопытном предмете. В 1971 году при распашке огорода местным жителем в деревне Моховое был найден железный наконечник пики. Позже его передали в Михайловскую среднюю школу, а затем учитель этой школы Вячеслав Казанский в 1983 году подарил его Тульскому областному краеведческому музею.

Вячеслав Александрович Казанский. 1957 год.

Вячеслав Александрович Казанский, сын сельского священника в Михайловском, по словам Наумова, был настоящим подвижником.

«В 50-60-х годах он приезжал на Куликово поле на велосипеде и проводил экскурсии для всех желающих. Его стараниями в средней школе был создан музей, в том числе и с археологическими находками, которые он возил в Москву, в Исторический музей, в институт археологии РАН. Вещи с поля были достаточно интересные», - рассказывает Андрей Наумов.

Казанский ведет экскурсию на Куликовом Поле, 1961 год.

Предмет, найденный в огороде, Казанский назвал пикой и датировал XVI-XVII веками. Под этим названием предмет и значился во всех музейных документах.

Рассматривая сохранившиеся снимки артефакта, Андрей Наумов  понял – это не пика XVI века. Ученый собрался было бежать в краеведческий музей, чтобы увидеть наконечник воочию… Но его супруга, которая заведует фондами «Куликова поля», вспомнила, что уже видела что-то подобное.

Женская интуиция не подвела – огромный наконечник копья был передан государственному музею-заповеднику «Куликово поле» в 1998 году, где числится все той же пикой XVI века.

«Это вот такая штука, - Наумов разводит руки на расстояние 30-35 сантиметров. – Ее пикой назвать тяжело. Это, вообще штык какой-то!»

Именно размер позволил определить датировку и принадлежность наконечника. По словам Наумова, подобные четырехгранные копья имели широкое хождение и долгий период использования, с XII по XVIII век.

«Территория использования тоже очень широкая - и Древняя Русь, и степи Евразии - от Южнорусских степей до Приуралья. Как тип оружия копье распространено. Но размер! Длинный, массивный, тяжелый наконечник, рассчитанный на таранный удар вооруженного конника – такой удар, чтобы пробить любой, даже металлический тяжелый доспех. Это Орда. Та самая Орда XIV века, с которой бились русские войска на Куликовской битве», - рассуждает Наумов.

Само место находки, описанное добросовестным куркинским учителем - Моховое, у верховья реки Смолки, близ Хворостянки, сделало безымянное навершие пики еще одной реликвией Куликова поля.

Реликвии Куликова поля

Каталог реликвий Куликова поля, который готовится сотрудниками музея – это опись вещей, принадлежавших участникам сражения, которые были утеряны во время битвы и датируются XIV веком.

«Диванные критики заявляют, что серьезных находок на Куликовом поле нет, а те, что есть – это наследие жившего здесь крестьянства. Но это не так», - рассказывает Наумов.

Анализ находок в месте битвы показывает – снаряжение и вооружение, которые ученые находят на месте битвы, серьезно отличается от «комплектов», собираемых на местах поселений - и по составу, и по количеству. В местных поселениях обычно находят кольчуги, сабли, стрелы, что говорит о присутствии легкой кавалерии.

А на Куликовом поле находятся наконечники копий, обломки тяжелых доспехов.

«Сюда на битву пришла военная элита, которая коренным образом отличалась от тех, кто нес пограничную сторожевую службу на южных рубежах, уходя разведками в степь. Разительное различие находок, сделанных между Хворостянкой и Монастырщино, между Рыбьим Верхом и Смолкой от всех остальных местных артефактов позволяют нам говорить, что битва была именно здесь», - говорит ученый.

За долгую историю изучения памятников Куликова поля накоплен богатейший материал, который можно увидеть в экспозициях музея.

К примеру, серию крестов мощевиков-энколпионов. Они состояли из двух половинок, и в них вкладывались мощи святых-покровителей. Это были дорогие вещи - крупные, массивные, художественного литья кресты с серебряными всечками, с изображением святых и надписями. На Древней Руси это были статусные, нерядовые обереги. Их носили привилегированные слои феодального общества – дружинники, воины, бояре, князья.

«Такие кресты носили поверх доспехов. Понятно, что во время сражения они в первую очередь и терялись. Вторая категория реликвий Куликова поля – наконечники копий. Куликовская битва была сражением тяжелой кавалерии. Пехоты там практически не было. Битва состояла из встречных кавалерийских сшибок, конники расходились, сходились снова… И опять же, очевидно, что копья во время таких сшибок ломались», - продолжает перечислять находки Андрей Наумов.

Найдены и обломки доспехов, в том числе и ордынская накладка, украшенная популярным исламским символом - цветком. Найден обломок шлема с наносником и выкружками под глаза. Местное население такие не носило никогда.

«Вещи, если их брать в совокупности, дают очень яркую картину того русского, Московского воинства, которое пришло на пограничье русских и ордынских земель сражаться с Мамаем», - заключает Наумов.

Почему реликвий меньше, чем могло бы быть

Уникальной находкой, сделанной еще в XIX в районе Куликова поля был золотой перстень-реликварий.

«У него была откидная крышка, куда вкладывались мощи. На перстне – изображение покровителей русского войска, архангелов Гавриила и Михаила, надписи… Стилистически он выбивается из круга древнерусских ювелирных украшений. Хотя надписи на нем относят его именно к Древней Руси», - рассказывает замдиректора «Куликова поля».

Золотой перстень, который вместе с другим бронзовым кольцом-печаткой был найден на Куликовом поле и передан в Российский Исторический музей в конце XIX века Д.И. Андреевским. К сожалению, обе находки были утрачены в 20-30-е годы XX века.

Судьба золотого перстня очень хорошо иллюстрирует, почему реликвий Куликова поля в музеях гораздо меньше, чем могло бы быть.

Артефакт, переданный вместе с еще одним перстнем в московский Исторический музей, пропал. Урон исследованию Куликовской битвы принесла революция 1917 года, и последовавшая за ней гражданская война, а потом годы общей неустроенности.

Все, что окрестные помещики и дворяне столетиями собирали с места битвы, находки, которые они выкупали и хранили в личных экспозициях, в первые годы советской власти были изъяты и в значительной мере утеряны.

Наумов приводит свидетельства, как уникальное оружие, артефакты и картины гибли в сырых, неотапливаемых помещениях.

А то, что не потерялось и дожило до наших дней, опознать сложно. Кусок доспеха, когда-то найденный на Куликовом поле, может лежать среди сотен других непонятных металлических обломков в музее, в Туле или в Рязани, и уже ничего не расскажет историкам.

Так что опознание копья, пусть и полвека спустя – настоящее научное чудо. Предновогоднее.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру