Гений вне времени: о выставке Сальвадора Дали в Туле

Кто еще не успел посетить выставку литографий иллюстраций Сальвадора Дали к «Божественной комедии» Данте Алигьери, экспонированную в Тульском областном художественном музее, то поспешите: 15 февраля выставка закончит свою работу. О том, как протекают рабочие будни выставки вне торжественных открытий, презентаций и праздников, в материале «МК в Туле».

Гений вне времени: о выставке Сальвадора Дали в Туле
Фото: МК в Туле

Что представлено на экспозиции в Туле

Литография – это способ печати, при котором краска переносится под давлением с плоской твердой поверхности на бумагу. Именно такие оттиски серии акварельных иллюстраций принадлежали когда-то Владимиру Высоцкому и Марине Влади, а теперь перекуплены молодым коллекционером и выставлены в Туле.

Заказ на серию акварелей для «Божественной комедии» испанский художник Сальвадор Дали получил от итальянского правительства в 1951 году. Работы мастера должны были украсить юбилейное издание, посвященное 700-летию писателя. Однако, в дело вмешалась католическая церковь – Дали показался слишком эпатажным для такой работы и заказ отозвали. Но было уже поздно: мастер заинтересовался сюжетами великого произведения и продолжил работу над рисунками, посвятив этому занятию 9 лет.

До настоящего времени иллюстрации к «Божественной комедии» считаются высшей точкой графического творчества художника, которая практически стирает грань между графикой и живописью.

На выставке в Туле представлены иллюстрации к трем томам произведения Данте Алигьери: «Ад», «Чистилище» и «Рай».

Первое впечатление

В помещении Тульского областного музея царит звенящая тишина. Среди светло-желтых стен холла, вход в зал с экспозицией Сальвадора Дали выглядит как портал в другой мир: через распахнутые двери видятся темные сине-лиловые стены помещения.

Несмотря на будний день, по выставке задумчиво перемещаются около десяти человек, что показалось довольно много для невместительной маленькой комнаты. Возраст и пол посетителей слишком разнообразен для отдельной характеристики. Среди публики выделялась немолодая женщина в сиреневом свитере. Она сидела в центре зала перед низким столиком и переписывала шариковой ручкой в свою тетрадь информацию о Дали и его иллюстрациях, отпечатанную на уже порядком замусоленных посетителями листках бумаги.

«Я просто люблю этот процесс, - поправив свои очки в широкой пластиковой оправе, ответила женщина на вопрос любопытства. – Конечно, можно и в интернете почитать, но так я ничего не запомню. А я хочу запомнить. Мне не очень нравится творчество конкретно Сальвадора Дали. Для меня он слишком экстравагантен. Но, например, его графика к «Раю» Данте уже больше походит на классическое художественное искусство. Здесь мне нравится атмосфера  музейная, спокойно тут».

«Мы с подругой стараемся получить позитивные эмоции на пользу для здоровья, - рассказали две практичные молодые девушки с округлившимися животами. – Мне нравится визуализация грехов у Дали – очень комплексный подход – в одной маленькой акварели передана вся смысловая полнота понятия греха. Моя любимая акварель – это «Льстец».

Льстец Фото: МК в Туле

«А мне нравится серия картинок о прекрасной Беатриче, - добавила подруга предыдущей собеседницы. – В серии про Чистилище очень выпукло представлена идея, что любовь очищает и спасает. Мне так показалось. Потому что большая часть акварелей здесь посвящена именно женщине в нормальном образе, без расчленения и «стекания» по поверхностям в стиле Дали».

Багеты с иллюстрациями Дали развешаны нехитро: в хронологическом порядке повествования «Божественной комедии» по четырем стенам. Особенной провинциальной душевностью веет от подписей картин, сделанных вручную шариковой ручкой.

Ад Фото: МК в Туле

Ад

Иллюстрируя пороки общества, Сальвадор Дали более всего похож на себя. По рисункам, представляющим комплексные образы льстеца, коррупционера, скупца и расточителя, ленивца, самоубийц, виден неповторимый стиль автора. Создавая эти образы-памфлеты, кажется, что художник получал особенное удовольствие. Краски яркие, контуры четкие, выразительные.

Чистилище Фото: МК в Туле

Чистилище

Здесь подкрадывается совсем другое настроение. Если в зарисовках «ада» можно почувствовать насмешку автора над действительностью, переполненную грехами, то в «Чистилище» нас посещает ужас. Создается впечатление, что не столь страшны грехи, как расплата за них. Нет ярких красок, контуры размазаны, иногда много раз прочерчены карандашом в каком-то нервном порыве. В иллюстрации «Нерадивый встречает жестокую смерть» образ смерти олицетворяет обнаженная женщина с пышными формами, которая куда-то уносит грешника. Но именно среди рисунков к «Чистилищу» мы встречаем изображения самого Данте и его Беатриче. 

Рай Фото: МК в Туле

Рай

Здесь Сальвадор Дали предстает романтиком. Райские сады, ангелы, встреча Данте с прапрадедушкой – все пропитано нежной, разнообразной цветовой палитрой и солнечным светом.

Гений для туляков

«Выставка очень хороша для нашего города. Нечасто в Туле выставляется что-либо стоящее, - поделилась впечатлениями руководитель арт-студии «Палитра» Ксения Заикина. – Однако, на мой взгляд, на экспозиции не хватало информации: об иллюстрациях, о Сальвадоре Дали, о Данте Альгьери».

«С творчеством Дали я знакома более 30 лет, и до сих пор оно остаётся для меня непознанным, - рассказала одна из посетительниц выставки. -  Для меня было неожиданностью, что в Тулу, привезли рисунки Дали.   Мнение, бытующее о Дали как об эпатажном художнике, у меня совсем иное: он  -  художник-мыслитель, художник - интеллектуал, художник - психолог.

На мой взляд, Уильям Блейк, Приамо делла Кверча, Гульельмо Джиральди и тот же Боттичелли с Делакруа иллюстрировали Данте, воздействуя на зрительно-эмоциональную сферу человека созерцающего. Дали же проникает глубоко в человеческий мозг, затрагивает высшие сферы  сознания человека, подчас не контролируемые им самим». 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру