Почему играть в Туле на гармони почти некому?

Почему играть в Туле на гармони почти некому

Миша Паникоровский выглядит старше своих 13 лет. И манера поведения совершенно взрослая – на назначенную встречу парень приходит минута в минуту, по-хозяйски отыскивает в музыкальной школе свободный класс, раскрывает футляр для гармошки и достает на свет перламутрово-голубое чудо.

Почему играть в Туле на гармони почти некому
фото: Елена Кузнецова. Михаил ‒ лауреат конкурса в Гнесинке.

– Завод их еще делает, – поглаживает пальцами кнопочки Михаил. – Но играть на них в Туле почти некому…

В руках парня детище местного завода сыплет переливчатой мелодией – чисто, сочно, ярко. Народные мелодии по хулиганской просьбе журналистов сменяет залихватская «Мурка», и снова – широкие перекаты, молодецкая удаль или раздумчивая русская тоска. Потому что именно народные мелодии Михаил любит больше всего. Да и подходят они гармошке, как птице та незамысловатая, но берущая за душу мелодия, которую она насвистывает всю жизнь.

Сегодня молодой музыкант берет уроки частным образом – невероятно, но факт: на родине хроматической гармоники, в городе, где ежегодно проходит международный конкурс имени Белобородова для баянистов и аккордеонистов, днем с огнем не сыскать музыкальной школы, где бы учили игре на одном из самых русских инструментов.

На том же Белобородовском конкурсе для гармошки даже не нашлось отдельной номинации – организаторы говорят, инструмент непопулярный, конкурсантов не набирается. Впрочем, Михаил уверенно идет против системы: репетирует по полтора часа ежедневно, музицирует вместе с отцом, выступает на концертах и ездит на те конкурсы, где гармонистам рады.

– Я начал заниматься в 2009 году по классу балалайки, потом перешел на гитару и по этой специальности окончил музыкальную школу, – рассказывает паренек. – В 2010-м самостоятельно начал осваивать гармонь – мой отец и дядя играют, и мне этот инструмент очень нравится. Она звучит более народно, аккордеон как будто по-итальянски.

Что касается возрождения славы гармошки и повышения ее популярности, то Михаил и тут внес уже в свои 13 лет серьезный вклад. 26 марта Миша представил Тулу на II Всероссийском фестивале-конкурсе «Символы национальной культуры», проходившем в российской академии наук Гнесиных в Москве. И завоевал диплом лауреата первой степени.

– Из Тульской области нас было всего двое – я и мальчик из Щекино, – вспоминает Миша Паникаровский. – Я мог послушать, как играют другие конкурсанты только из коридора. Но выступали они и вправду здорово. И было очень обидно: в других городах, например в Архангельске, Кирове, Новосибирске, Орле учат игре на гармошке. А у нас – нигде, даже в училище имени Даргомыжского. Я там год отучился, но ушел. Слабовата там гармонь. В итоге мы нашли преподавателя, учившегося у виртуоза и признанного мастера Дербенко из Орла. Николай Кузьмищев ‒ уроженец Щекино, у него свой небольшой ансамбль «Гармоника джаз». Сейчас мы как-то пытаемся придумать вариант, чтобы Николай Валерьевич мог преподавать не частным образом, а в одном из тульских музыкальных учебных заведений.

Михаил рассказывает, что знает еще троих ребят, готовых начать обучение хоть сейчас. Причем все они – молодые музыканты, пока вынужденно обучающиеся игре на других инструментах. Парень уверен – если бы обучать игре на гармони все-таки начали, желающих было бы хоть отбавляй.

– Я не знаю еще, кем стану в будущем, – завершает разговор Миша, – но в одном точно уверен, гармошку не брошу.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №19 от 4 мая 2016

Заголовок в газете: И «Мурку» может!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру