Браунинг для СССР
Что же представлял собой этот узел 73 года назад? Почти полсотни путей, погрузочно-разгрузочные товарные площадки, склады, депо… Конечно, столь важный объект, через который постоянно перемещались тысячи советских солдат и тонны всевозможного вооружения, находился под пристальным вниманием немецкой авиации. И она, надо сказать, частенько наведывалась в Узловую.
Какие только средства противовоздушной обороны не были стянуты туда советским командованием для прикрытия эшелонов: орудия, прожекторные станции и даже американские пулеметы Браунинг, поставлявшиеся в СССР по ленд-лизу. Нашу зенитно-артиллерийскую группу должны были оповещать о подходе вражеских самолетов за 45-50 километров от Узловой – то есть у бойцов было время для того, чтобы подготовиться к авианалету и дать немцам огоньку в прямом смысле слова. Вот только эффективность стрельбы оказалась на поверку низкой…
Вечером 12 апреля над железнодорожным узлом появились пять германских бомбардировщиков Ю-88. «Юнкерсы» летели на высоте два-три километра. Любопытно, что до полета над Узловой авиамашин люфтваффе в небе «отметились» два советских борта Ил-4, которые зачем-то сбросили аж 35 осветительных бомб. «Появление своих самолетов Ил-4 внесло дезориентирование в опознавании противника. Бомбардировочная группа
Ю-88 шла от Ил-4 на удалении 3-5 километров», – отмечается в документах фронтовой поры.
Смертоносные визиты
Как бы то ни было, наши зенитчики все же открыли огонь, выпустив вверх около двух тысяч снарядов и патронов. Причем поразить вражеские самолеты тогда, к сожалению, не удалось. А немецкие авиаторы тем временем сбросили примерно 50 бомб весом от 100 килограммов до тонны каждая. Правда, «большинство бомб упало вне объекта – в поле и парк рядом со станцией». Но все же часть боеприпасов попала в цель. Смертоносный груз пиратов Геринга повредил пять путей пассажирской линии, разбил платформу и пару вагонов, а также разрушил пять домов. А одна из бомб угодила в орудийный окоп батареи. Итог: уничтоженное орудие, пятеро погибших и четверо раненых, причем из них трое впоследствии умерли в госпитале…
Следующий налет на Узловую гитлеровцы произвели в ночь с 14 на 15 апреля. Они сбрасывали даже двухтонные боеприпасы. Этот визит также обернулся для нас серьезными потерями. Немцы повредили семь путей, разбили паровоз и пять вагонов, повредили здание вокзала, убили четверых военнослужащих и двух гражданских. Движение поездов было прекращено на 12 часов. Правда, досталось и немцам – красноармейцам удалось подбить бомбардировщики «Хейнкель-111» и Ю-88.
Убийцы винтовку забрали
Майор Сизов, проводивший расследование авианалетов, докладывал начальству о различных неприятных эпизодах, связанных с противовоздушной обороной Узловой. Оказывается, как только в воздухе появлялись немецкие авиамашины, то кто-то с земли стрелял из ракетницы в сторону железнодорожного узла – то есть указывал врагу расположение объекта. «Среди ракетчиков имеются как взрослые люди, так и подростки. Бойцами задержаны и сданы в органы НКВД два подростка, подозреваемые в пуске ракет», – сообщал офицер своему руководству.
Но и это еще не все. Сизов информировал и о том, что во время стрельбы зенитчиков по немецким самолетам кто-то в этот момент вел с земли огонь из винтовки по командиру батареи! Причем неизвестный стрелок палил не единожды. Возможно, в комбата целился кто-то из обиженных на что-то сослуживцев. Под подозрение подпадали и эвакуированные в Тульскую область немцы Поволжья, а также контингент местного лагеря – там сидели бывшие военнослужащие РККА, в свое время оказавшиеся на оккупированной территории, а впоследствии проходившие спецпроверку… Вот только откуда у тех и других могло быть оружие? «Один из бойцов 153-го отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона в сумерках был встречен в пути тремя людьми, бежавшими из лагеря, и убит, – говорится в расследовании. – Убийцы забрали винтовку и скрылись».
К числу подозреваемых относились и диверсанты. Майор Сизов указывал, что 26 марта 1943 года в районе Узловой ночью с самолета была сброшена некая диверсионная группа – парашютистов засекли и осветили во тьме прожектористы. Но кто конкретно сделал командира батареи мишенью – установить не удалось.