Поле Куликова

Недавно в Тамбове прошла научная сессия Центрального регионального отделения Российской Академии архитектуры и строительных наук (РААСН) «Проблемы архитектуры, градостроительства и строительства в социально-экономическом развитии регионов».

В составе тульской делегации был профессор ТулГУ Владимир Куликов.

Недавно в Тамбове прошла научная сессия Центрального регионального отделения Российской Академии архитектуры и строительных наук (РААСН) «Проблемы архитектуры, градостроительства и строительства в социально-экономическом развитии регионов».

Владимир Васильевич – заслуженный архитектор РФ, краевед, художник, педагог и – патриот родного города. Он автор книг «Золотое кольцо Тулы – Ленинский район», «Тулы золотые мастера», «Ажур металла рукотворный» и других изданий, прославляющих наш край.

Куликов родился в Туле в 1940 году, но так уж распорядилась судьба, что в город-герой он вернулся тридцать с лишним лет спустя. В 41-м семья вслед за оружейным заводом, где трудился отец, была эвакуирована за Урал, в Медногорск. Там прошло Володино детство, впрочем, быстро закончившееся: на фронте пропал без вести отец, а в 1955 году умер старший брат, и мальчишка пошел по их стопам – встал к станку, доучивался уже в вечерней школе. Потом была служба в армии, летное училище, но выросший в военное время парень мечтал строить новые дома – взамен разрушенных. И, демобилизовавшись, поступил на градостроительный факультет Ленинградского инженерно-строительного института. (Забегая вперед: он – автор более двухсот проектов различных строений и архитектурных ансамблей, один из которых располагается на южном въезде в Тулу и посвящен ее защитникам в годы Великой Отечественной). После получения диплома дорога судьбы архитектора пролегла через старинные русские города Валдай, Новгород. И Архангельск, поразивший молодого человека.

– Поистине он заслуживает уважения, и даже почтения: суровый, прекрасный, с богатейшей историей! Оттуда направлялись экспедиции для изучения Севера, одну из них возглавлял уроженец тульской земли, известный мореплаватель Алексей Чириков, – с неиссякаемым восхищением рассказывает Владимир Куликов. – В Архангельске я работал ведущим архитектором научно-реставрационной мастерской Музея деревянного зодчества Русского Севера. Близ деревни Малые Корелы была отведена территория больше восьмидесяти километров, и туда из четырех районов области свозились уникальные строения невероятной красоты... Я ходил в экспедиции по рекам Мезени, Онеге – до самого Белого моря, изучал архитектуру, быт местных жителей. Вообще путешествия – моя страсть, только в студенчестве сумел объехать более двухсот городов в России, Прибалтике. А когда работал над книгой «Тульские деревянные кружева», объездил всю Центральную Россию и Украину: делал сравнительный анализ, уточнял, оказывали ли стили зодчества других регионов влияние на постройки наших умельцев? Представьте – нет: это Тула вдохновляла соседей. У нас намного интереснее и разнообразнее деревянная архитектура, наши строители тем и прославились, что фактически из ничего создавали шедевры. Строевого-то леса нет своего, дома и то возводили не только из сосны – дерева, наиболее пригодного для жилых построек. А уж в отделке «кружевами» использовалось все что под руку попало. В северных районах, в средней полосе, где растут лесные массивы, в той же Калуге узорная доска идет по всему карнизу, а у нас он составной: всяк остаток пускался в дело. Тульская деревянная архитектура заслуживает внимания уже потому, что она неповторима, отлична от любой другой в центральной полосе России…

Про родной город, его особенности Владимир Васильевич может говорить бесконечно, но с ноткой горечи: все меньше остается уникальных построек, придающих неповторимый облик нашим улицам. Пере­ехав, точнее – вернувшись на родину, Куликов сразу стал защищать ее исторические районы от уничтожения. С 1975 года он – член правления областной организации Союза архитекторов и руководитель секции Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Не все соглашались с его идеями: люди настрадались, живя в бараках, коммуналках, и им было не до того, чтобы думать о сохранении старины. В то время в Заречье кипела стройка, на месте частного сектора возводились многоэтажки, праздновались новоселья, а неугомонный архитектор продолжал гнуть свою линию. «Основным принципом должен быть не снос старых зданий и постройка новых на их месте, а последовательное развитие центра с реставрацией старой застройки и дополнением ее новыми современными объектами. Может оказаться, что исчезнут памятные здания XVIII–XIX веков – такие, как бывшая усадьба Гольтяковых и дом Лялиных на улице Октябрьской. Сердце сжимается, когда видишь, как под гусеницы бульдозера наряду с ветхой застройкой попадают резные деревянные дома, могущие составить честь любому городу…» – писал он в очередном газетном материале.

И на эти призывы стали откликаться: историки, краеведы, архивисты слали в редакции газет письма, предлагали интересные пути решения проблемы, которые Куликов обобщил и представил на суд общественности. Первый: сохранение в городе характерных ансамблей деревянных домов, второй – создание в Туле музея деревянного зодчества под открытым небом – по принципу того, что действует в Архангельске. За этот проект Владимир Васильевич был удостоен награды на Всероссийском конкурсе – уже в 2005 году.

– Старинные здания – как путеводитель, могут рассказать многое, – считает он. – К примеру, пригороды Москвы, Петербурга застраивались как дачные комплексы, отсюда и их планировка. Томск – богатый купеческий город с большими экономическими возможностями, которых никогда не имела Тула. Здесь в основном проживали ремесленники, купечества было гораздо меньше, потому и строения куда скромнее сибирских. Хотя тульские купцы немало сделали для градостроения: все храмы возведены на их пожертвования. И когда Тулу реконструировали по плану 1779 года, это тоже происходило за счет жителей, государство в этом не участвовало. А ведь необходимо было перевернуть всю планировочную структуру: раньше улицы застраивались, как позволял ландшафт, их направления подтверждали направления рек, обходили возвышенности, вот дома и стояли не по одной линии. К примеру, номер 73 по Старо-Никитской словно развернут, что подсказывает нам: это здание было возведено раньше, чем сформировалась улица. Но не все стоит делать по ранжиру: интересно, когда старая улочка чуть искривляется – и ты не сразу видишь, что там, за поворотом. Прогулки по старому городу – как экскурс в прошлое, ты словно ощущаешь свою связь с предками. Кстати, до сих пор цел дом на улице Макса Смирнова, в котором я родился, и, когда прохожу мимо, сердце щемит: вспоминаю детство, родителей…

Владимира Васильевича, когда он рассказывает о родном городе, можно слушать часами. Недаром его книга «Тульские деревянные кружева», изданная тиражом в 10 тысяч экземпляров, быстро исчезла с прилавков. За нее и другие издания он был удостоен в разные годы дипломов и премий, а «Ажур металла рукотворный» принес автору медаль на биеннале в Софии. Куликов был участником реставрации многих старинных зданий: это дома Лугининых, Добрыниных, Конопацких, Ливенцева, Белобородова. Его работы были отмечены многочисленными дипломами на российских и международных конкурсах и фестивалях.

Тульский журналист, единомышленник и соратник Куликова по общественной организации «Мемориал» Сергей Щеглов сказал о нем: «Поразительна степень увлеченности этого человека избранным делом. Сколько зданий, в том числе старинных храмов в Туле, приговоренных к уничтожению, уцелели благодаря его заступничеству. Это – Успенский собор и Преображенская церковь на главной площади города, застройки Щегловского монастыря, Крестовоздвиженский храм в Белеве, церкви в Теплом, Щекине, колокольня в Никольском-Вяземском…»

Сегодня Владимир Васильевич преподает на отделении «Реставрация» в ТулГУ: готовит себе достойных единомышленников. Недавно его студенты ездили в Вологду, где проходил смотр-конкурс архитектурно-реставрационных школ России, и 17 из 21 работ тульских ребят были удостоены дипломов I и II степеней.

А главной мечтой архитектора Куликова по-прежнему остается создание в центре Тулы, близ кремля, улицы из исторических зданий, где могли бы размещаться мастерские и лавки умельцев – создателей брендов, которыми славится наша древняя земля.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру