Генерал пел Высоцкого

Он называет его не иначе, как просто Володя. И вспоминает, что его любили в то время все: и моряки, и простые рабочие, и члены политбюро, и заключенные. Правда, не все в этом признавались…

26.01.2011 в 12:35, просмотров: 9162

25 января Владимиру Высоцкому исполнилось бы 73 года. Но он ушел от нас намного раньше. Высоцкий умер, оставив нам больше, чем просто песни и стихи, – всего себя. Такого бунтаря и народного любимца еще поискать. По отклику в сердцах людей, для которых он творил и, собственно, жил, Высоцкого можно сравнить разве что с Есениным и Шукшиным – в этот ряд больше и некого поставить...

Генерал пел Высоцкого

На прошлой неделе в пресс-центре «МК в Туле» прошел вечер памяти великого поэта, актера, певца, гражданина. На встречу пришли большие поклонники Высоцкого: Сергей Матвеев, начальник УВД по Тульской области, Владимир Щербаков, руководитель клуба по изучению и пропаганде творчества В. Высоцкого «Горизонт», журналисты «Московского комсомольца в Туле».

Собравшиеся вспомнили некоторые факты биографии Владимира Высоцкого, поговорили о его друзьях, а генерал-майор спел под гитару свои любимые песни.

Любовь с первого аккорда

– В жизнь каждого человека Высоцкий входит по-разному, – так начал встречу Сергей Матвеев. – Я родился в прошлой эпохе, в 1959 году. Любовь к творчеству Высоцкого пришла ко мне со старого катушечного магнитофона «Днепро». Я жил с мамой Еленой Петровной в коммунальной квартире. Из комнаты нашего соседа постоянно звучали записи Высоцкого. Это был конец 60-х – начало 70-х годов. В 12 лет я уже сильно увлекся его творчеством. Я полюбил его песни с первого аккорда.
Помню: как-то в школу принес магнитофон. Учительница мне сказала: «Тебя когда-нибудь за этого хриплого тюремщика посадят». Я обиделся и ответил ей, что Высоцкий – великий поэт, пройдут года, и его будут изучать в школах. Мне было тогда 15 лет.

– Что привлекло Вас тогда в его творчестве?

– Меня заинтересовал, прежде всего, его необыкновенный, ни на кого не похожий хриплый голос, острый поэтический слог и манера исполнения. У него необычайная тематика песен.
Я начал тайком переписывать с катушечных пленок слова песен Владимира Высоцкого. Иногда магнитофонные ленты были не очень хорошего качества, и я переиначивал слова. Помню, как переписывал песню: «Товарищи ученые, доценты с кандидатами, замучили вы с иксами, запутались в нулях. Сидите, разлагаете молекулы на атомы, забыв, что разлагается картофель на полях».
Там в песне была строчка с непонятными мне словами «гидрид» и «ангидрид». Мы еще тогда не проходили химию в школе. Так вот, звучание было до того некачественное, что я написал «едрит и объедрит». Потом у всех взрослых спрашивал: что это такое?

Я начал собирать все, что связано с именем Владимира Высоцкого, еще при его жизни: фотографии, картины, публикации, те немногие пластинки с его песнями, которые издавались в то время. Ни одной книги о нем в печати не было. Я стал свидетелем, как выходили на экраны фильмы с Володей: это и «Вертикаль», и «Единственная дорога», и «Сказ про то, как царь Петр арапа женил».
У меня были все записи, которые можно было достать для катушечных магнитофонов. Они до сих пор хранятся у меня, хотя, наверное, они уже все размагничены...

Он вкладывал душу в каждую строчку…

– Видели ли Вы Высоцкого живым?

– Я мечтал увидеть Высоцкого, – продолжает Матвеев. – Перед армией я поставил себе цель: посмотреть на Таганке спектакль с его участием. В мае 1977 года мы с моим другом, одноклассником Сережей Лесковым приехали из Новгорода в Москву. Случайно купили в метро билеты на спектакль «Антимиры» – в театр на Таганке, где играл Высоцкий. Вот тогда мне удалось увидеть Высоцкого. В то время было очень трудно достать билеты на Высоцкого: занимали очередь с вечера, дежурили по ночам.

– Каким Вы его увидели?

– Он сидел на сцене в черной водолазке и джинсах, читал стихи Андрея Вознесенского, свои стихи. Он вкладывал душу в каждую строчку, в каждое слово. К сожалению, мне так и не удалось посмотреть «Гамлета», «Вишневый сад» и «Преступление и наказание». Это самые значимые работы Володи как актера театра.

Володя выступал и в других театрах. На премьере спектакля «Берегите ваши лица» он впервые исполнил на сцене песню «Идет охота на волков». Люди разное говорили: мол, это об охоте написано, а смысл песни-то очень глубокий. Потом этот спектакль запретили. Власти боялись Высоцкого и в то же время не знали, что с ним делать, пытались с ним заигрывать. Во многом Володю спас брак с Мариной Влади. Она очень много сделала для него. Благодаря ей Высоцкий открыл для себя путь на Запад.

– Можно сказать, что творчество Высоцкого сопровождает Вас всю жизнь…

– Да, это так. Я служил в армии на Кубе. Помню, мы садились в каюту электрохода «Балтика», на котором перевозили солдат-срочников из Петербурга в Гавану в 1977 году, а из микрофонов неслось:

Лошадей двадцать тысяч в машины зажаты,
И хрипят табуны, стервенея внизу,
На глазах от натуги худеют канаты,
Из себя на причал выжимая слезу.

Это его известная песня. Я проехал до Кубы 18 суток под Высоцкого, его любили в то время все: и моряки, и простые рабочие, и члены политбюро, и заключенные.

О друзьях

– Сергей Евгеньевич, мы знаем, что Вы тесно общаетесь с друзьями Высоцкого. Расскажите об этом.

– Мне посчастливилось знать и близко дружить с людьми, которые были рядом с Володей при жизни. Много общался с актером Всеволодом Абдуловым, самым близким поэту человеком. К сожалению, я дружил с ним последние два года его жизни, потом он умер. Это был очень интеллигентный человек. Он всегда сопровождал Высоцкого на гастролях. Я хорошо общался с другом юности Высоцкого Анатолием Борисовичем Утевским, полковником милиции, профессором, доктором юридических наук, который жил с Володей в одном доме на Большом Каретном. Дружил с известным фотохудожником Валерием Натановичем Нисановым. Это его сосед по квартире на Малой Грузинской, где жил Высоцкий в последние годы. Я был у Нисанова дома. Двери его квартиры всегда были открыты для Володи. Заходил поэт к Валере и вечером накануне роковой июльской ночи, когда Высоцкого не стало. После смерти Володи он эмигрировал в США. Когда Нисанов приезжал в конце прошлого века, я уговорил его издать альбом, помогал ему искать деньги на него. У Валеры были уникальные фотографии. Мы обращались к банкирам, которые говорили, что любят творчество Высоцкого с предложением издать фотоальбом. Но дальше слов дело не шло. Нисанов продал свою квартиру на Малой Грузинской. Сейчас альбом издан. А мне на память подписал его так: «Вдохновителю этого альбома Сергею Матвееву...».

Анатолий Утевский стал моим близким другом. Он мне рассказал один случай из молодости. Высоцкий в компании друзей всегда что-то наигрывал на гитаре. По словам товарищей, Володя был прекрасным отзывчивым другом. Он мог последнюю рубаху отдать, чтобы помочь товарищам. У Высоцкого была сильная энергетика. Очень интересны рассказы его сподвижников по театральному цеху. Когда труппа театра на Таганке приехала на гастроли в Набережные Челны, артисты пошли гулять по городу. Так вот, все окна были открыты, на них стояли магнитофоны и звучал голос Высоцкого. Алла Демидова метко сказала: Высоцкий шел, как Спартак, выигравший сражение. Так он шел и по стране, так его страна и любила. У него не было никаких официальных званий, не было при жизни выпущено ни одного томика стихов, зато любила его вся страна. Для этого нужен талант. Таких людей нам посылает Бог, может быть, один раз в сотню лет.

– Вы знакомы и с художником Ильясом Бичуриным?

– Да, он приезжал на мой 50-летний юбилей. Я делал в тульском выставочном зале экспозицию, посвященную Владимиру Высоцкому. На выставке были представлены более 60 картин и фотографий из моей коллекции. Были там и произведения Ильяса Бичурина. Кстати, недавно он подарил мне еще один портрет. В целом, Ильяс написал около 20 картин, посвященных великому поэту и певцу.

Кроме того, директор фотохроники ТАСС передал мне фотоархив с Высоцким. В моей коллекции появилось порядка 400 фотографий.

Всенародный Володя

– В середине 70-х годов Владимир Высоцкий стал неформальным лидером нашей страны, человеком, которого действительно многие любили. Не руководителей партий или каких-нибудь известных деятелей, а певца с намагниченных лент – Володю Высоцкого. Полюбили за то, что он нашел способ и смелость выразить мысли миллионов людей. Через свои песни-монологи Высоцкий имел возможность разговаривать с людьми о том, что «скребёт его по нервам, рвёт душу».
Открыто о его творчестве стали говорить только после смерти. А его смерть стала потерей для всей страны. В России, наверное, никогда больше таких похорон не будет.

В закрытой олимпийской Москве собрались сотни тысяч людей. По одним оценкам 400 тысяч человек, по другим – больше. Очередь тянулась до Москвы-реки. Власти боялись массовых беспорядков, торопили похоронную процессию. Но люди шли и шли с цветами. Я в то время был курсантом школы милиции, нес службу в Санкт-Петербурге, тогда еще в Ленинграде. Про похороны мы узнали из «Голоса Америки.

…О Высоцком сегодня помнят, его слушают. Это главное. Значит, он – живой.

Поэт в Тульском крае

Поэт и артист несколько раз приезжал в Тулу. Впервые Владимир Высоцкий посетил город оружейников в апреле 1966 года вместе с коллективом московского театра на Таганке. Гастроли труппы проходили в помещении ДК Тульского оружейного завода (ныне – ДК АК «Туламашзавод»).
Еще раз Владимир Высоцкий был в самоварной столице в сентябре 1977 года. Бард навещал в Тульской областной больнице своего близкого друга – актера МХАТа Всеволода Абдулова, который попал в автокатастрофу под Ефремовым. Своеобразным итогом этой поездки стали строчки в песне, посвященной актеру и режиссеру Олегу Ефремову:

… Абдулов Сева –
Севу каждый знает –
В Ефремове чуть было
не погиб…

Побывал Владимир Высоцкий не только в Туле, но и в других местах области. Незадолго до смерти поэт в составе делегации из космонавтов, спортсменов и деятелей культуры посетил Куликово поле. Владимир Семенович планировал принять участие в юбилейных торжествах, посвященных 600-летию битвы, которые должны были состояться в сентябре 1980 года. В конце 70-х годов заезжал Высоцкий и в поселок Первомайский под Щекино к Альберту Зорину, работавшему ранее фотокорром центральных изданий.

Судьба сталкивала Высоцкого и с другими туляками. С народным артистом России актером Тульского академического театра драмы Николаем Казаковым Владимир Семенович снимался в фильме «Карьера Димы Горина», а с народным артистом СССР Вячеславом Невинным – в ленте «Единственная…». Туляк, заслуженный артист России, композитор Игорь Кантюков стал аранжировщиком песен барда, записанных с ансамблем «Мелодия» на грампластинках.
Владимир Высоцкий не только приезжал в Тулу и работал с туляками, но и упоминал город оружейников в своих произведениях. В песне «Летела жизнь» есть строчка …Живу везде – сейчас, к примеру, в Туле…