Аргументов за организацию в Туле велоцентра множество. Именно здесь появился первый российский велотрек. По местным дорожкам катался Лев Толстой, «освоивший педали» в 69 лет. Более ста спортсменов-туляков стали Олимпийскими чемпионами, Чемпионами Мира и Европы. Глава Тулы — Ольга Слюсарева является российской шоссейной и трековой велогонщицей, Олимпийской чемпионкой, шестикратной Чемпионкой Мира, семикратной Чемпионкой Европы, победительницей Кубка Мира, заслуженным мастером спорта России.
Однако сейчас кроме мэра-велосипедистки не так уж много поводов назвать Тулу столицей велоспорта.
Эпоха реконструкции велотрека на улице Луначарского
На зареченский велотрек было выделено порядка 20 миллионов рублей. Согласно концепции, это должна была быть не просто площадка с двумя трассами для взрослых и малышей, а целый велогородок. Спустя три года велотрек стал «недостроем». К тому моменту успели смениться и городские, и областные руководители. Шефство над велотреком взял Александр Прокопук, который пообещал местным жителям достроить, как сейчас принято говорить, спортивную «точку притяжения».
В 2017 году в пресс-службе администрации Тулы заявили, что в велогородке объект будет введен в эксплуатацию. Но и этого не произошло. В 2020 году СМИ опубликовали информацию о том, что велотрек сдан, но эксплуатировать его невозможно. Велоплощадка снова нуждается в ремонте, необходимо поменять покрытие и возвести дополнительные площадки для занятий. При этом чиновники утверждают, что этот городок уж точно обеспечит Туле звание велосипедной столицы. Нынешний глава Дмитрий Миляев клятвенно пообещал тулякам, что трек отремонтируют к 1 сентября 2021 года.
Велостолица на реконструкции
Старейшему тульскому велотреку, на котором катался Лев Толстой, требуется ремонт. На масштабную реконструкцию уйдет 250 миллионов рублей.
В ходе реконструкции будут проведены работы по обустройству козырька над полотном, реконструирована восточная трибуна, где развернется гостиничный комплекс для приезжих спортсменов. В рамках проекта предусмотрена реконструкция детского велогородка. На велотрассе длиной 150 метров вместо старого асфальтового покрытия зальют бетонное. Правительство Тульской области также утвердило создание мини-трассы ВМХ (велосипедный мотокросс).
Колеса напрокат
«Если есть желание увидеть жизнь города, что называется, изнутри, стоит взять напрокат именно велосипед», - говорят туристам в мировой велосипедной столице. А что на деле?
Так что взять велосипед в аренду можно только в парках. Из всей доступной инфраструктуры в городе массово множатся только велопарковки.
Минус 10 велосипедистов каждый год
Как не пытаются региональные маркетологи закрепить за Тулой название «велосипедной столицы», до реального статуса городу очень далеко. Возьмем, к примеру, признанную мировую столицу двухколесного транспорта, Амстердам. Там велосипедов больше, чем любого другого транспорта. Для велосипедистов выделены широкие велосипедные дорожки, стоят специальные светофоры, повсюду парковки. Есть ли такое в Туле? Вопрос риторический.
Зона для велосипедистов выделена только в историческом центре города, в трех городских парках, вдоль Красноармейского проспекта, по улице Фрунзе и вдоль Восточного обвода. Туляки, передвигающиеся на велосипеде, вынуждены выезжать на проезжую часть, где и без того тесно. Каждый год под колесами автотранспорта гибнет не менее десяти велосипедистов.
Установку на профессиональный велоспорт дал и тульский губернатор Алексей Дюмин. Благодаря главе региона тульские велосипедисты получили первую международную трековую лицензию UCI. И сегодня в России она есть лишь у тульской команды. Она позволяет гонщикам участвовать в международных соревнованиях по велоспорту-треку, в том числе наравне со спортсменами, выступающими за сборную России, в этапах Кубка наций — под собственным флагом. Однако 30 профессиональных велосипедистов слишком мало, чтобы называть Тулу «велосипедной» столицей.
Идея пересадить всех с четырех колес на два муссировалась невероятно мощно. Самопровозглашенный вело-амбассадор города Денис Ворошнин сделал попытку пересадить Тулу на один день на велосипед и организовал первомайский пробег.
Ворошнин тогда амбициозно заявил, что собирается сделать Тулу реальной велосипедной столицей России, а не на словах. Тут общественник в своих фантазиях не далеко ушел от чиновников, которые десятилетиями идут к званию столицы, но так и не приближаются к заветной цели.