Тульская археологическая экспедиция музея-заповедника "Куликово поле" провела разведку на шлюзах Иван-Озера. Были пробурены несколько шурфов глубиной до 2 метров. Таким образом исследователи достигли основания кирпичной кладки начала XVIII века и опустились ниже уровня Дона.
Из-под земли ученые извлекли известняковые блоки 80х40х40 см с остатками цемента. Их отправят на экспозицию в Епифань во вновь создаваемое музейное пространство в доме купцов Пучковых.
"Строительство Иваноозерской гидросистемы было уникальной и масштабнейшей инженерной работой XVIII века. Стройка кипела 20 лет, сюда неоднократно приезжал Петр I, он лично контролировал ход строительства, который вел князь Гагарин. История, художественно описанная Андреем Платоновым в романе "Епифанские шлюзы", довольно далека от истины. Подлинная история Ивановского канала для ученых гораздо важнее и интереснее", - пояснил "МК в Туле" Андрей Наумов, заместитель директора государственного музея-заповедника «Куликово поле» по науке, кандидат исторических наук.
Ивановский канал (иногда также — Иваноозерский канал) — канал, соединявший верховья реки Оки, через приток Упы, с рекой Дон. Первый известный опыт строительства судоходного гидротехнического сооружения в России. Образовывал Ивановскую водную систему.
Канал проходил по территории современной Тульской области.
На прокладку канала было собрано 35 тысяч крестьян из окрестных деревень, а позднее, после первых побед в ходе Северной войны, в прокладке канала участвовали и пленные шведы.
Первые суда были спущены на Ивановском канале в 1707 году. Было построено 14 шлюзов на Упе и на Дону — 70. Навигация длилась только в половодье, в течение весны. Из-за недостатка воды в остальное время года канал использовался недолго, по нему прошло около трёхсот судов, после чего в 1720 году работы на канале были прекращены.
Исследования Иваноозерских шлюзов только начинаются. Позже на нашем сайте будет опубликован развернутый материал об исследовании.