Почти десять лет назад студент филфака Владимир Терешкин поднимался ранним утром и отправлялся грызть гранит науки в педуниверситет. С тех пор его распорядок дня почти не изменился: тот же ранний подъем, вот только едет он теперь в деревню Ильинка, что близ Новомосковска. Здесь ждут его дети, заботы, проблемы и радости – жизнь директора школы сложно представить другой.
Школа в Ильинке существует с 1905 года. Сейчас в ее девяти классах учатся 54 ученика – немногим меньше, чем в соседней деревне. В километре – уже Новомосковск, куда отправляются учиться те, кто решил закончить 11-й класс. Тем удивительнее, что Терешкин – городской житель – согласился приехать в деревню. Школой Владимир Терешкин руководит уже пять лет – а вот путь в директоры был извилистым. Сразу после вуза он отправился преподавать в родной Новомосковск. Но, несмотря на всю любовь к литературе и педагогике, от профессии пришлось отказаться – не прибыльно.
– Зарплата тогда была тысяч пять, а на тот момент я уже думал о создании семьи, – вспоминает Терешкин. – С мыслями, что нужно заработать на свадьбу, отправился в Москву. Там устроился в торговый центр в отдел службы безопасности охранником. Поднакопив денег, вернулся в Новомосковск, но учителем не стал – пошел в торговлю, даже дослужился до управляющего магазином. Но душа все равно тянулась к педагогике. И когда я узнал, что в Ильинской школе нужен учитель, то пошел без раздумий. Почему не пошел в городскую школу? Варианты-то я искал, но везде говорили: «Ты приходи, а там видно будет». А в Ильинке во мне действительно нуждались. В 2009-м пришел сюда учителем русского языка и литературы, и еще историю преподавал. А в 2011-м стал директором.
Сам Терешкин признается, что его кумиром в педагогике всегда был Антон Макаренко. Вот и заступив на новое место, он дал понять, что руководить будет жестко, но справедливо. Главный девиз школы – «Один за всех – и все за одного».
– В нашей школе нет слова «я», есть только «мы». И когда приходят новые учителя, я стараюсь им это донести, – говорит директор. – Иногда, конечно, это сложно, но какой смысл тянуть одеяло на себя, когда коллективный результат всегда выше.
Обратиться за помощью сюда может не только ученик, но и любой житель деревни: все-таки школа для небольшого населенного пункта, как и прежде, остается центром цивилизации, приходят с просьбами позвонить, отправить электронное письмо, снять копию с документов. И даже разнять драку!
– Однажды один из моих выпускников напился, – вспоминает Терешкин. – Звонит его мама, чуть ли не умоляет: «Приезжайте, пожалуйста, а то его сейчас отец убьет». Время часов десять вечера, зима. Делать нечего – поехал, взяв с собой знакомого участкового. Приходится и такие вопросы решать иногда.
Когда в деревню приходит беда, школа в стороне не остается. В 2014 году в Ильинке сгорел дом, лютой зимой многодетная семья осталась без крыши над головой. Неравнодушные люди разобрали детей по домам, а супругов приютили в школе.
Немаловажным для директора является и трудовое воспитание школьников. Интересно, что по этому поводу иногда приходится спорить с родителями, которые считают, что труд для школьника – ненужный пережиток прошлого.
– Поэтому я и сторонник нововведений, которые предлагает новый министр образования Ольга Васильева: вернуть уборку классов, работу на приусадебных участках, – говорит Терешкин. – Хотя в деревенской школе с этим проблем практически нет: люди здесь больше настроены на работу руками. Но есть и обратная сторона. Некоторые родители приходят и говорят: «Вот я комбайнер – и сын у меня им будет!». Но ведь образование в любом случае надо получить! Применит ли ребенок его дальше – решать только ему самому. Да и видели вы современные комбайны? Сплошная электроника!
Несмотря на то, что школа в Ильинке сельская, укомплектована она добротно: есть и учебники, и карты, и реактивы для опытов в кабинете химии. В среднем в классе человек десять – и каждого удается спросить каждый день. И как тут придешь не подготовленным? Высокие требования предъявляются и к учителям.
– Считаю, что свое право называться педагогом надо доказывать на каждом уроке, – говорит директор. – Это благородная профессия – и немного романтическая. Ее нельзя терять ни в коем случае.
Нововведения в образовании также не обходят Терешкина стороной. Будучи противником ЕГЭ, он рад, что устный экзамен возвращается.
– Я не сторонник тестов лишь потому, что можно просто угадать ответы, – говорит он. – Это отучает детей думать. Устный экзамен научит детей грамотно строить речь. Рад, что в ЕГЭ вновь есть сочинение. Это поможет решить еще одну проблему – школьники совсем перестали читать. А написать сочинение, не прочитав школьную программу, не сопоставив одно произведение с другим, просто не возможно. Как заставить детей читать? В принципе, это невозможно. Но все зависит от педагога: он должен так заинтересовать ребенка, что ему захочется взять книжку в руки.
– И профильную систему, конечно, тоже нужно развивать, – продолжает Терешкин. – Сейчас этому уделяется большое внимание, в каждой школе открываются физико-математические, гуманитарные классы. В старших классах ребенок уже должен понимать, чем хочет заниматься в жизни, нужно ориентировать его на будущее.
Как же складывается день молодого директора школы?
– Он немного банален. Утром – ранний подъем, ведь нужно не только распланировать день, но и хоть немного провести время с семьей, – рассказывает Терешкин. – В школе работу придумывать не приходится, день насыщенный: с утра приходят учителя с вопросами и просьбами, несут документы на подпись. Есть у директора и 6 часов истории в неделю – больше руководителям не положено. Должность директора больше управленческая, поэтому, увы, педагогической работе можно забыть. Времени на детей практически не остается. Вечером приходишь домой: «Папа, давай играть!» Полчаса - и укладываешь спать, да и сам с ног валишься.
Семья у Владимира педагогическая: с женой Александрой он познакомился еще в университете. Она тоже училась на факультете русской филологии, но на два курса младше. У Терешкиных двое детей: младшему сыну чуть больше года, старшему – четыре. Педагогический опыт очень пригождается в семейной жизни. У Владимира свой подход к обучению и воспитанию детей: все проходит в игровой форме, ведь заставлять ребенка учиться просто бесполезно.
– Приведу сюда своих сыновей только в том случае, если не буду здесь руководителем, – признается Владимир. – Ведь к детям директора всегда повышенное внимание. Пусть они лучше учатся в других школах, где оценивать их будут более объективно. Я, конечно, мог бы попросить быть с ними построже, но учителя же не будут этого делать – уважения к начальству никто не отменял.
При всей насыщенности графика не забывает Терешкин и о хобби.
– Стихи писать я давно бросил, но люблю читать: обожаю Стивена Кинга, перечитываю русскую и зарубежную классику. Музыку люблю, вот на концерте «Арии» побывал недавно. Еще люблю футбол, болею за «Спартак» и «Арсенал». Бывать на матчах красно-белых не удается, а вот игры канониров с супругой стараемся не пропускать.
О чем мечтает директор Ильинской школы? Мечты у меня приземленные, не философские. Хочется школу обустроить, спортивный городок. Работаем же для детей. А для себя? Все у меня есть. Вот только о дочке мечтаю…