МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Тула

Туляки увидели как живет Чечня спустя годы после войны

Как живет Чечня спустя годы после войны

11 декабря 1994 года в Чеченскую Республику, изъявившую желание отделиться от России, ввели войска – чтобы восстановить законность и порядок. Первая военная кампания закончилась спустя почти два года – 31 августа 1996-го. Но в 1999 году в республике, погрязшей в хаосе и беззаконии, был введен режим антитеррористической операции, активная фаза которой длилась до 2000 года, а полностью режим КТО сняли лишь в апреле 2009-го.

Тогда от столицы республики – Грозного – остались лишь руины, на восстановление которых, по мнению специалистов, требовалось минимум 50 лет…

Возвели город в несколько раз быстрей. Строительство шло днем и ночью. Как рассказывали сами чеченцы, город строили, освещая в темное время суток строительные площадки мощными прожекторами.

В Грозном мне удалось побывать дважды – в 2011 и 2015 годах. Даже за эти четыре года город изменился до неузнаваемости…

Там, где были руины

Как сейчас помню, в 2011 году добиралась до столицы Чечни на поезде. Республика встретила блокпостом и дождем. На соседней железнодорожной линии расположились жилые вагоны-казармы, а на грузовых платформах – БМП и танки. Над одной из них гордо развевался под силой ветра триколор, а рядом, держась за невысокий флагшток, стоял солдат или омоновец (разве разглядишь в этой серой мгле принадлежность к структуре?) и смотрел в серую от дождя даль. Хмурое небо делало обстановку суровой, угнетающей, будто здесь до сих пор идет война.

К прибытию в Грозный погода разгулялась, единственными следами дождя были лужи, в которых отражалось вышедшее из-за облаков солнце. Не успела я с товарищами спуститься с подножек вагона, как к нам тут же подскочил невысокого роста седовласый чеченец, предложивший свои услуги извозчика. Если хочешь узнать город, то для этого нужен именно таксист – он расскажет обо всем в подробностях. Наш не стал исключением.

– В горы хотим – это главная достопримечательность Кавказа, и не попасть туда – неправильно. Поможете нам? – спросили мы у чеченца.

– Нет, ребята, это без меня, – категорично отказался он. – Куда угодно вас отвезу, но туда ни ногой! Неспокойно там еще…

В итоге первой точкой назначения стала гостиница, которая располагалась в центре города, недалеко от площади «Минутка», что рядом с железнодорожным вокзалом. Именно здесь шли кровопролитные бои во время первой и второй чеченских войн… Этот транспортный узел до последней капли крови удерживала знаменитая Майкопская бригада.

Сейчас о том страшном, кровавом прошлом не напоминает абсолютно ничего: чистая площадь и восставший из руин вокзал, отстроенные заново двух- и трехэтажные дома за высоким кирпичным забором и даже вполне неплохие дороги.

Совсем близко расположены и почти все грозненские достопримечательности. Например, мемориальный комплекс «Аллея Славы», открытый в 2010 году к 65-летнему юбилею победы в Великой Отечественной войне. Тут же расположены музей памяти Ахмата Кадырова, главная мечеть «Сердце Чечни», Стела воинам, погибшим во время Великой Отечественной войны. Недалеко, на перекрестке улицы Маяковской и проспекта Путина, стоит памятник журналистам, погибшим за свободу слова.

А память о боевых действиях в Чечне до сих пор живет и ходит по улицам. Передвигается в обличье вооруженных «кадыровцев» и не менее снаряженных оружием представителей ОМОНа.

Прямо в городе – недалеко от стадиона футбольного клуба «Терек» «Ахмат Арены» (названа в честь первого президента республики) – можно увидеть полуразрушенную крепость.

– После войны здесь все было таким. Не дома, а одни сплошные руины, – рассказал нам наш таксист, исправно доставлявший нас в любую точку чеченской столицы. – Город отстроили заново…

Но не за те спрогнозированные 50 лет, а гораздо меньше.

О традициях и менталитете

Люди здесь импульсивные, экспрессивные, но свято чтут традиции, как и, пожалуй, на всем Кавказе. Долго буду помнить историю: летом прогуливались по центру города, и буквально в 20 сантиметрах от нас остановилась черная иномарка. Из нее резко выскакивает чеченец и кричит: «Трусы! Трусы!» Оказалось, что негоже ходить здесь в шортах – запрещено.

Еще одна история произошла в четыре часа утра. Та поездка совпала со священным месяцем Рамаданом, который сопровождается отказом от еды и воды в светлое время суток и проведением больше времени в молитвах, нежели в обычные дни. Если первое, несмотря на неудобства, с которыми мы столкнулись, так как не могли купить из продуктов ничего, кроме «Дошираков», не вызвало у нас особого удивления, то второе надолго отпечаталось в моей памяти. Ранним утром мы проснулись, услышав громкий напев – как позже выяснилось, это утренний намаз, который транслировался в городе через уличные репродукторы. Представьте себе картину: где-то вдали виднеются очертания Кавказских гор, а вокруг темная ночь, в которой звучит молитва на незнакомом языке. Признаюсь честно – тогда от неожиданности мне стало даже несколько жутко…

Перемены и стабильность

Спустя четыре года Чеченская Республика, несмотря на ноябрь, встретила теплом и солнцем – в отличие от Москвы, в которой столбики термометра показывали три градуса ниже нуля. Оно и понятно, как-никак южная часть страны.

Ехали мы в Чечню через Ингушетию, и первую диковинку, которую увидели на родине нохчей – Грозненское море.

– Это действительно море? – спрашиваю я изумленно, глядя на вывеску и прокручивая, словно пленку, в памяти поездку четырехлетней давности.

– Да, – гордо отвечает таксист, везший нас из ингушского аэропорта. – Тут строят гостиницу, организовали фонтаны и даже есть женский пляж, но он отделен от мужского. Раньше и такого не было!

Если решено, что и женщинам можно купаться, то республика точно меняется. Еще одно подтверждение тому – главная улица города – проспект Кадырова. По обеим сторонам улицы возвышаются кипенно-белые дома, которых я не видела в 2011 году.

– Вот этих построек, по-моему, не было. Все так изменилось за четыре года, – неуверенно говорю я.

– Как же не было?! Были! – восклицает наш извозчик. – Их просто отремонтировали. Город полностью отстроили заново. Во время войны большинство людей ушли, так и не вернулись. А куда им возвращаться, если все было разрушено?

И действительно: кто-то в спешке уезжал в центр России с тем скарбом, что смог вывезти на себе, кто-то уезжал в отдаленные села, где жили родственники, и, как правило, большинство бежавших от войны оставались там, куда приехали.

Что касается достопримечательностей, то они все остались на своих местах: музей Ахмата Кадырова, памятники и стелы, а город будто стал еще чище, и, несмотря на ноябрь, зеленее. «Грозный-Сити», который, в 2011 году, кстати, только строился, за это время успел пережить пожар – но его восстановили, а на одном из зданий расположилась смотровая площадка, с которой столица Чечни видна как на ладони. Отреставрировали и Дом печати, захваченный боевиками в 2014 году. Все как новенькое!

Но так же, как и прежде, даже сотрудники ГИБДД ходят с оружием – с автоматами Калашникова наперевес. Заряжены они или нет, известно только им, но, думается, провоцировать не стоит – от греха подальше.

Читайте лучшие новости «МК в Туле» в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах