МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Тула

Очертания «Контура»

Основатель тульского театра моды ценит изысканность и спонтанность

«Контур» – поистине любимец публики. Каждый показ спектаклей этого тульского театра моды становится событием и проходит с аншлагом. Недавно «Контур» вновь порадовал своих поклонников, показав премьерную постановку «Магия любви».

О воле рока, хитросплетениях судьбы, причудливо тасующейся колоде людских жизней и характеров артисты рассказали языком танца. Крутиля волшебный калейдоскоп, менялись волшебные узоры, а публика завороженно следила за происходящим на сцене…

Пожалуй, коллективов, подобных тульскому, в стране больше нет. Как же он создавался? Ответ этот на вопрос даст бессменный руководитель «Контура» Валерий Сухов:

– В конце восьмидесятых в Туле существовали три фирмы, которые занимались показом и продвижением своих коллекций – Дом быта на улице Колетвинова, трикотажное объединение «Заря» и швейное объединение «Чайка». Я в это время уже получал второе высшее образование, учился в ГИТИСе, на отделении постановки театральных танцев, и получил приглашение от руководства этих фирм. Они попросили оформить демонстрацию моделей более интересно, чтобы она не выглядела, как монотонное движение манекенщиц по сцене. Именно это и можно назвать первым шагом «Контура». Кстати, тогда у нас в Туле работали очень интересные художники: помню, «Заря» произвела фурор в столичном Доме торговли, и представители крупнейших промышленных предприятий сразу запустили все их модели в производство.

Я пытался делать шоу, добавлял элементы танцев, небольшие бытовые сценки, девочки старались все сыграть, рос профессионализм. Мы сделали программы «Загадка Джоконды», «Таинство силуэта», где использовались стихотворные тексты, слайды. О «Контуре» узнали в Москве, и администратор театра Вячеслава Зайцева пригласил на работу половину наших участниц. С кем же мне было работать?.. Объявили конкурс, и благодаря ему в коллективе появились сестры Кошелевы, Ирина Хахель, Ольга Петрова, которая потом уехала в Париж, стала топ-моделью, выступала на показах Пьера Кардена, Ива Сен-Лорана и сейчас живет во Франции.

– У большинства ваших актрис интересно складывается судьба: одна уехала в Израиль, другая вышла замуж за представителя иностранного посольства…

– Пожалуй, тут решающую роль играли не только хорошие внешние данные: участники «Контура» всех поколений – интеллигентные, интеллектуальные, хорошо образованные люди, что никогда не выходит из моды. Но вернемся к прошлому. В начале девяностых стали создаваться кооперативные мастерские по пошиву одежды, и появилось ателье «Людмила», принадлежащее Людмиле Колокольцевой. Мы сотрудничали, с ее коллекцией участвовали в московском конкурсе «Бурда моден» с программой «В поисках красоты» и стали главными призерами. Потом одна тульская фирма соединила нас с известной столичной «Лис’с», где были сильные продюсеры. Началась гастрольная деятельность по крупнейшим городам России, Украины, потом ездили в Польшу, в Германию.

– Да, тогда модно было устраивать дефиле. Помню, как к нам Валентин Юдашкин приезжал – аншлаг был полный, а после показа все его модели тулячки раскупили за минуту.

– В начале девяностых после дефицита буквально всего на отечественный рынок стали поступать заграничные товары, показы отечественных кутюрье по телевизору собирали, пожалуй, больше зрителей, точнее – зрительниц, чем хоккейные сражения. Наши соотечественницы тогда растерялись и не знали, что и как носить и словно ждали подсказки...

– Да, случалось наблюдать, как в жаркий летний день шли по улицам прелестницы в люрексе, горя на солнце, как факелы.

– Или другая крайность – унисекс, стиль, который я откровенно не люблю, он абсолютно перечеркивает женское начало. «Контур» тогда работал по договору с модными магазинами: мы действительно учили, как правильно носить вещи, создавать ансамбли.

– Успех был не меньший, чем у Юдашкина…

– Но фирмы, нас опекающие, возникали и распадались, а вот люди творческие, с которыми довелось встретиться, остались друзьями и соратниками надолго. Так, в Киеве мы познакомились с художником Ириной Давиденко: этот человек просто кипел идеями, и на каждое мое предложение она создавала чуть не десяток вариантов – буйство красок, невероятные подходы к использованию тканей… И первыми нашим совместным спектаклями стали «Мужчины ее жизни», «Шут и королева», музыку и либретто к которому написала тульский драматург Вера Трофимова. Их сразу заметили зрители.

– А каким образом Ирина Алферова попала в ваш показ «Парадоксы звезд»?

– Помог тульский актер Вячеслав Титов, к сожалению, недавно ушедший из жизни. Он занимался продюсерской деятельностью, и предложил ввести в наше выступление одну из стильных отечественных актрис. Мы решили, что это будет либо Лайм Вайкуле, либо Алферова. Вот и выступила Ирина Ивановна с «Контуром». Работали фактически экспромтом, почти без репетиций, она читала монологи из своих спектаклей, в действии органично сочетались движение, цвет, свет, костюмы, покорившие звезду экрана. Тогда в театре уже выступали Лиля Максенкова. Оля Юдина, Инна Данилова, Оля Колчанова, Коля Терехов, Роман Финаев – второе поколение. Потом добавилась танцевальная группа, и у нас работали мастера спорта международного класса Ольга Руднева (Паникарова), Надежда Широкова.

– Валерий Викторович, примерно в это время вы стали работать балетмейстером в Тульском драмтеатре, участвовали в постановках ТЮЗа. Я знаю, что в институте вашим педагогом была легендарная фигуристка Людмила Пахомова…

– Да, эта встреча – настоящий подарок судьбы. Людмила Алексеевна была невероятно сильным, целеустремленным, волевым человеком, чем и нас зажигала. Специально для нее при ГИТИСе было создано отделение хореографов фигурного катания, но выпустить третий набор, на котором я учился после окончания Московского института физкультуры, Пахомова уже не успела. Ее не стало, и на последнем курсе мы уже изучали хореографию в драматическом театре, получив, таким образом, образование более широкого профиля. Первыми моими профессиональными работами стали «Малыш» по произведению братьев Стругацких в ТЮЗе и сказка «Каникулы в Простоквашино» в ТАДТ. Потом я преподавал на курсе в филиале Ярославского театрального института, открытом при Тульском драматическом, было безумно интересно работать. Во всех трех выпусках встречались талантливые студенты, и, думаю, я давал им достаточно серьезную подготовку: изучали и классику, и народный танец, и историко-бытовой, и модерн – все по полной программе, как принято в столичных вузах. Потом у меня было несколько выпусков в колледже культуры, а сейчас преподаю в Тульском филиале Московского государственного университета культуры на режиссерском отделении.

– Но «Контур» всегда оставался любимым детищем?

– Конечно. И сегодня три моих выпускника работают в нем: Николай Чичина и актеры ТАДТ Сергей Сергеев и Сергей Пыжов, они участвуют в постановках «Грезы Пьеро», «Венецианский карнавал», «Эхо любви» и «Магия любви».

– Правда ли, что вы из любого «бревна» можете вытесать… не Буратино, конечно, но – танцора?

– Главное, чтобы человек сам захотел танцевать, а дальше все получится. Я никогда не раздражаюсь, не кричу на студентов, стараюсь их заинтересовать, буквально – заразить танцами. Начинаю занятия с показа хороших спектаклей, прежде всего смотрим «Служанок», «Саломею» Романа Виктюка, еще показываю балеты Дэниела Эльфмана, и так, параллельно с практикой, идет изучение истории этого вида искусства.

– Скажите, какая из муз является покровительницей «Контура» – Терпсихора, Талия, Мельпомена?

– Эмма, точнее – Рощина Эмма Вениаминовна, директор ДК железнодорожников, где много лет базируется коллектив. Ведь наш театр костюма и пластики – народный, и в ДК нам не только предоставляют репетиционную площадку, кладовые для многочисленных коллекций, но и помогают материально при создании новых спектаклей.

– Как они рождаются?

– Спонтанно. Сначала зреет замысел в голове, потом начинается, как ни странно, поиск музыки, дальше подключаются мои единомышленницы – художник по костюмам Елена Погожева и шляпный мастер Нина Логинова. К примеру, «Грезам Пьеро» предшествовала музыка Сальваторе Адамо, которая соединилась у меня со стихами Александра Вертинского, парижским периодом его жизни, и в эту канву органично вписались главные исполнители Анастасия Буланова и Павел Яковлев.

–Завершен театральный сезон, выпущен очередной спектакль, новые идеи есть?

– Конечно, впереди гастрольные поездки, выступления – нас знают в разных городах, ждут. Но я не планирую специально новые постановки: они рождаются, словно сами по себе, как стихи, как музыка…

Читайте лучшие новости «МК в Туле» в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах