МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Тула

Где ответ на ветхий вопрос?

Город имени позабытого всеми Коммунистического интернационала молодежи встречает шестидесятилетие.

Об этом напоминают жителям Кимовска рекламные растяжки вдоль главных улиц. Много воды утекло с тех пор, как приехали сюда первые поселенцы, чтобы работать на шахтах. Вот только бараки, построенные ими, как тогда говорили, временно, до сих пор на месте. И по-прежнему обитаемы.

Мичуринское долгостроительство

Девять кирпичных двухэтажек на улице Мичурина выглядят очень симпатично. Но не покидает ощущение «дежа вю». И точно – на экскурсию к этим же домикам мы ходили вместе с главой администрации района Евгением Юдиным больше года назад. Ожидалось, что уже совсем скоро в них справят новоселье жители аварийных бараков. Во дворах обещали организовать необыкновенное благоустройство. По проекту предполагалось разбить здесь клумбы, посадить цветы и декоративный кустарник, сделать дорожки и парковки.

Однако дома до сих пор не заселены. Сейчас здесь слышится знакомая уже по всем стройкам узбекская речь. Смуглые ребята кладут кафель и клеят обои, застилают полы ламинатом. По-русски хорошо говорит их «старшой» – парень по имени Саид.

– Три дома будут полностью готовы к 20 числу, – уверяет он, – остальные до конца месяца, наверное…

Смущенно улыбаясь, Саид так и не смог припомнить название фирмы, которая их наняла. Рассказал лишь, что его бригада занимается отделочными работами.

Вместе рассматриваем план застройки – щит небрежно брошен рядом с подсобкой. Оказывается, застройщик – ООО «Крангормаш» – должен был завершить работы еще в декабре 2010 года.

– Подрядчик не сумел сдать дома в положенные сроки, – соглашается первый заместитель главы администрации района Александр Емельянов. – ООО «Крангормаш» исчерпал денежные средства, которые были перечислены ему в качестве аванса, и строительство остановилось.

Согласно контракту администрация перечислила подрядной фирме 90 процентов стоимости квартир в девяти домах. Остальные 10 процентов «Крангормаш» должен был получить, когда полностью завершит строительство.

В августе 2010 года подрядчик рьяно взялся за работу. Но к началу зимы стало понятно – сроки выдержаны не будут.

Однако некоторое шевеление в администрации началось лишь в 2011 году. По словам Александра Емельянова, взаимоотношения с «Крангормашем» у местной власти начали портиться в феврале, когда был подан первый судебный иск – администрация как заказчик требовала уплаты неустойки за несоблюдение сроков договора. За ним последовал второй. Но все они остались без ответа.

– Когда мы поняли, что строительство не будет завершено, в сентябре 2011 года подали новое заявление – о расторжении договора, – продолжает чиновник. – Так и провели в судах полгода.

Ускорение действиям кимовских властей придало распоряжение губернатора Владимира Груздева. Он поставил четкий и весьма жесткий срок – люди должны переехать в новые дома к 1 августа нынешнего года.

– Комиссия из числа сотрудников администрации района и областного управления капитального строительства сделала вывод – для полного завершения работ необходимо 30 миллионов рублей, – продолжает Александр Емельянов. – У нас на счету осталось около 8 миллионов. По мировому соглашению еще шестнадцать нам должен вернуть «Крангормаш». Правда, пока мы их не видели. Еще более 8 миллионов рублей выделено из бюджета области. Строительство завершает столичная фирма «Армстрой». Есть небольшие проблемы со сроками поставки материалов, но к 1 августа должны успеть, – уверяет заместитель главы администрации, – ребята узбекские хорошо работают, по части выносливости равных им нет.

Вот только сказочный сад, обещанный в проекте ООО «Крангормаш», жильцы домов на улице Мичурина уже вряд ли увидят. Благоустройство проведут по ускоренной, обычной схеме – чтобы хотя бы грязь не месить по осени.

Поживем – увидим

Уже знакомый нам Саид водит новоселов по их квартирам. Будущие хозяева проводят приемку своего жилья. Можно проверять все: работу индивидуальных источников отопления – АГВ, кранов и газовых плит.

Валентина Чумичева пришла вместе с зятем. Сергей сразу обратил внимание на непривычно тонкие межкомнатные перегородки.

– Сюда даже полку страшно вешать,– считает он.

Сами домики на улице Мичурина построены по современной канадской технологии «Экопан». Здание собрано из панелей с несущими способностями, а затем обложено кирпичом с утеплителем. А вот стеночки внутри квартир – из гипсокартона.

– Нас жестко регламентирует 185-й Федеральный закон, – объясняет Александр Емельянов. – Должны предоставлять жилье метр в метр. Если у человека была общая площадь квартиры в бараке 18 метров, изволь выделить такую же. А ведь жесткие строительные технологии не позволяют нам этого. С «Экопан» проще – можно переносить стеновые перегородки, создавая необходимую площадь в квартире, но для этого они должны быть мобильными.

В отличие от зятя Валентина Архиповна очень довольна. И ее можно понять.

В Кимовске она старожил. Барак на улице Комсомольской, 4, где Чумичева живет с 1946 года, был первым зданием будущего города.

– Строили его пленные немцы, а жили сначала солдаты, которые их охраняли, – вспоминает она. – Сама я девчонкой приехала с родителями из Донбасса. Отец завербовался на шахту.

Здесь прошла вся жизнь. Вышла замуж, родила детей, похоронила родителей.

– Нас еще в семидесятые годы все обещали переселить, да так и не случилось, – вздыхает пенсионерка.

Как и в юные годы, она привычно топит печь. Но это тепло уже не спасает – как только начинается дождик, появляется капель с потолка, давно отсырели стены.

– Был у нас в бараке водопровод, а потом совсем прохудился, его чинить не стали, мол, вам все равно скоро уезжать, – жалуется Валентина Архиповна. – Это «скоро» лет на пять уж растянулось. Знаете, я до сих пор еще не верю, что отсюда уеду. А новая квартира хорошая, все нравится, а там – поживем – увидим, лишь бы тепло было зимой.

Естественная убыль

По соседству с новостройками расположен проезд Павлова, маложивописный и совсем не привлекательный. В зарослях бурьяна прячутся останки сгоревшего барака. Кажется, на этой улочке не осталось обитателей. Но тишина обманчива. В трех бараках теплится жизнь. Но не живет надежда.

– Сейчас начато строительство трехэтажного дома на улице Лермонтова, – говорит Алексадр Емельянов. – Пока заложен нулевой цикл. В нем мы будем приобретать 70 квартир для переселения людей из бараков. В дома на улице Мичурина отправятся жильцы 16, а на улицу Лермонтова – 15 бараков. Кто-то с проезда Павлова переедет, но не все.

По сведениям администрации района, сегодня на территории муниципального образования 647 ветхих и 190 аварийных жилых домов, где обитают около 2000 человек.

– Барачный фонд опасен не только тем, что стареет, – комментирует Александр Емельянов недавнюю ситуацию с обрушением ветхого дома в Богородицке. – У нас в районе не проходит ни одной зимы, чтобы два – три ветхих дома не загорались, а по весне еще 3–4 барака разваливаются во время таяния снегов. Конечно, многие отапливаются с помощью старых электрообогревателей или, того хуже, «козлов» – самоделок из трубы с намотанной на нее нихромовой проволокой. Очень эффективные, всеми запрещенные и особо опасные источники тепла. Сколько будут существовать такие дома, столько сохранятся и все эти угрозы. Мы уже ввели в строй 25 тысяч квадратных метров нового жилья, а надо – 140 тысяч. Пока проблема потихоньку уменьшается лишь естественным путем – кто-то уезжает из бараков, кто-то… умирает.

В бараке № 12 на проезде Павлова год назад мы познакомились с пожилыми супругами. Они рассказывали, как в зимнюю стужу спасаются от холода в одной из двух комнатушек – старенький обогреватель не в силах создать комфорт во всей квартирке. Они очень надеялись, что дойдет очередь и до их барака, где пожилые люди остались одни.

Теперь, заслышав стук калитки, навстречу нам вышел лишь хозяин дома.

– Жена так и не дождалась переезда, 1 мая ее не стало, – закурил он, присев на ветхий табурет …

Читайте лучшие новости «МК в Туле» в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах