21 сентября 2017 года прошла встреча членов Общественной палаты Тульской области с представителями общественных советов при органах исполнительной власти. Основная идея встречи – как не провалить очередную инициативу государства по созданию работающих институтов гражданского общества?
Наша область оказалась одной из первых, кто быстро отреагировал на сигнал из центра о необходимости «перезагрузки» в работе общественных советов, созданных при органах государственной власти и муниципалитетах.
До этого момента на высшем уровне были не довольны реализацией идеи об общественном контроле: советы не работали, представляли собой управляемые чиновниками структуры и не имели реальных инструментов для воздействия на власть. Министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов прямо отмечал, что корень зла – в отсутствии у общественных советов обратной связи с органами государственной власти. Люди тратят свое время на принятие решений, но не видят их реализации. В новой редакции федеральный закон об общественном контроле предусмотрел конкурсный отбор для членов советов, переложил основную функцию по отбору кандидатов на Общественную палату, запретил становиться членами общественных советов чиновникам, а создание органа общественного контроля стало обязательным.
За три весенних месяца 2017 г. в Тульской области был проведен конкурс и сформированы общественные советы при всех органах исполнительной власти и муниципалитетах. Скорость переформатирования сделала необходимой правовую доработку схем взаимодействий между всеми участниками общественного контроля. Для большинства жителей Тульской области процесс формирования общественных советов остался незамеченным.
За обновленными советами оставили консультативно – совещательные функции. Закрепили обязательность рассмотрения органами государственной власти итоговых документов работы общественников. Не предоставили советам ни права нормотворческой инициативы, ни права вето на решения чиновников. Взаимодействие с чиновниками по проведению решений советов в жизнь возложили на председателей советов, не имеющих ни малейших инструментов для воздействия на власть, кроме личного обаяния.
Сейчас обсуждаемой темой является введение независимой оценки деятельности общественных советов. Разрабатываются критерии эффективности их работы. Однако, сама идея оценки работы контролирующего органа со стороны контролируемого, выглядит абсурдной.
В беседах с некоторыми представителями общественных советов создается впечатление, что люди не знают, зачем им это. Они не ходят на заседания, не участвуют в формировании повестки дня, будто сели за стол и ждут какое блюдо им подадут. Некоторые председатели не назначают заседания совета из-за пребывания министра ведомства, при котором они образованы, в отпуске или в отъезде. Хотя их присутствие совсем не обязательно.
Одна из задач деятельности общественных советов - развитие гражданского правосознания. Оно у нас традиционно сильно отстает от нормотворческой деятельности. В случае с общественными советами – гражданский институт создан, но туляки не знают, как им пользоваться. Государство создало площадку для диалога, но использует ее пока в одностороннем порядке: собирает информацию, членов советов в качестве статистов на официальных мероприятиях, отчитывается о работе по формированию институтов гражданского общества перед вышестоящим руководством. Или просто игнорирует. И правильно делает. Следующий ход за нами. Нам дали в руки бинокль для того, чтобы следить за работой государственных органов власти и органов местного самоуправления. Мы можем дать чиновникам посмотреть в свой бинокль, чтобы они увидели те проблемы, которые нужно решить. Однако, пока мы вертим в руках этот инструмент, прикладывая к лицу разными сторонами или просто отставив в сторону, потому что не знаем, как им пользоваться.
Уныние на местах основано еще и на том, что «на верху» не сформировано понимание статуса общественных советов. В Совете Федерации возмутились, что в такой-то области у чиновников в ходе расследования уголовного дела, были обнаружены растраты и хищения, а их совет ничего не знал. Но общественники ведь не органы прокуратуры. Кто – то обвиняет членов советов в реализации своих личных нужд, а не интересов своего социального сообщества. Но советы – это не политические партии. Общественники – это и не чиновники, которые обязаны по службе решать общественные проблемы. Так что вопросов пока больше, чем ответов. А тем временем, благое начинание по установлению диалога между гражданами и властью в виде общественных советов снова близко к дискредитации.
ДЛЯ СПРАВКИ:
1 марта 2017 г. в Тульской области был запущен информационный портал «перезагрузка71.рф» по формированию новых составов общественных советов при органах исполнительной власти региона и муниципалитетов. Региональное правительство максимально дистанцировалось от отбора кандидатур, передав эту функцию Общественной палате Тульской области. В результате было образовано 29 общественных советов при органах исполнительной власти Тульской области, в состав которых вошли 369 человек, а также 26 общественных советов муниципальных районов и городских округов общей численностью 384 человека. В мае 2017 г. прошли первые заседания вновь сформированных советов.