Мэмы и селфи: как пиарщики электорат на выборы завлекать будут

31 августа 2017 в 14:50, просмотров: 1162
Мэмы и селфи: как пиарщики электорат на выборы завлекать будут

Центральная избирательная комиссия выбрала победителя творческого конкурса на создание концепции информационно – разъяснительной кампании на выборах президента в 2018 г., сообщают «Ведомости». Им стало московское PR – агентство «ИМА – консалтинг». Заместитель председателя ЦИК Николай Булаев пояснил журналистам «Ведомостей», что речь идет скорее о выборе исполнителя, потому что «идеальной концепции предложено не было», поэтому техническое задание будет сформировано ЦИК из нескольких концепций, которые были предложены участниками конкурса. Согласно его условиям, ЦИК получает права на все представленные разработки.  То есть, несколько конкурсных проектов были удостоены внимания ЦИК, но контракт на почти 40 млн. рублей (и эта цифра не окончательная, как пояснил Н. Булаев) получила именно «ИМА – консалтинг». Нескладность картине придает и тот факт, что в рамках  победившего проекта предусмотрен спецпроект по популяризации выборов в социальных сетях, то есть с использованием ресурсов Mail.ru Group, которая также участвовала в конкурсе, но не победила. 

История вопроса показывает нам, что ЦИК и «ИМА – консалтинг» связывает продолжительное взаимодействие. Этой же компании было доверено составление информационно – разъяснительных материалов на выборах 2007-2008, 2011 гг. По данным «Трансперенси интернешнл – Россия» в 2014-2016 гг. «ИМА – консалтинг» получила от столичных властей 52 контракта на социальные исследования. Теперь – новый многомилионный контракт.

Нам остается надеяться, что в компании работают хорошие политические технологи, которые помогут государству привести людей на выборы. Среди «предварительных креативных разработок» от компании – организация флешмобов, создание мэмов, сэлфи на избирательных участках, экспансия в соцсетях. Однако, идеи эти не новые. Движение селфи с участков уже проводилось на предыдущих выборах в нескольких регионах РФ, в том числе, и в Тульской области. Внимание соцсетям – это уже политический тренд в поисках взаимодействия с электоратом в последние годы.

Риски избирательной кампании выборов 2018 г., описанные в проекте победителя конкурса, верны и очевидны для многих: недоверие к результатам выборов, неверие в силу своего голоса. В качестве содержательной мотивации для участия в голосовании победивший конкурсант предлагает, в общем – то, традиционные для российской политики, механизмы. Среди таких, например – трансляция важности выбора для страны (выбор президента – выбор будущего России), однако здесь креатива минимум: слоган, сформулированный  «ИМА – консалтинг» для выборов 2007-2008 гг. звучал так: «Найди время выбрать будущее», и отражал ту же концепцию. За десять лет для компании ничего не изменилось. Далее, предложен упор на семейные ценности: государство – это большая семья. Привлекаем соборность россиян и патриархальный уклад – столпы российского самодержавия.

Затем проект предлагает обыграть цифру 18 в качестве символа предстоящих выборов: из восьмерки сделать песочные часы. Что это значит? Время уходит? Для кого? Не намек ли это? Песочные часы – это хотя и красивый, эстетически эффектный способ отмерять время, но вместе с тем, довольно архаичный. Что в России архаично? Не понятно.

Главное, компания предлагает облечь агитацию людей на выборы в «доходчивую символическую форму». Действительно, учитываем «клиповое» мышление, эпоху «постправды», когда потоковое информационное пространство насыщается фейками и аудио-визуальными спецэффектами. Никого убеждать не имеет смысла: предвыборные программы никто не читает, политическая конкуренция отсутсвует, поэтому всем добро пожаловать в популизм. Популистские технологии предполагают воздействие на чувства и эмоции избирателя, подчеркивание единства интересов лидера и народа в сочетании с дистанцированием от государственной бюрократической машины. Авторитаризм лидера и обещания простых решений для сложных проблем. У популизма много отрицательных коннотаций, а  создатели доклада Института социально – экономических и политических исследований  «Современный технологический популизм», опубликованного весной текущего года,  пришли к выводу, что популистские технологии придут к нам лет через 6-7. Очевидно, что они признали статистически не значимыми такие факты российского популизма, как  политические практики  Б. Ельцина, В. Жириновского и т.д.

Из всего следует, что нас с вами, российских избирателей, больше не станут убеждать. Будут теперь завлекать на голосование красивыми эмоциональными слоганами, картинками и играми.

На главной странице сайта компании «ИМА – консалтинг» один из слоганов гласит: «Делаем невозможное»… Может, у них получится. А может быть и нет. Посмотрим, что придумают для туляков московские пиарщики.

Российскому избирателю остается устроиться в кресле поудобнее и посмотреть этот дорогой и хочется надеяться, что хотя бы эффектный, политический спектакль.




Партнеры