В Туле хотят снести памятник культуры, признав его мусором 

В Туле хотят снести памятник культуры, признав его мусором 

Снос бывшего каретного двора легендарной самоварной фабрики купцов Баташевых начался под предлогом уборки придомовой территории. Руины исторического комплекса город посчитал банальными «остатками кирпичной кладки стены разрушенного здания» и поручил Управлению по административно-техническому надзору  срочно избавиться от них ( требование городского технадзора к УК «Зеленый город» имеется в распоряжении редакции). 
 
Местные жители и общественники бьют тревогу. Они уже написали заявление губернатору, в прокуратуру и в нашу редакцию (документ также имеется в распоряжении).
 
Дело в том, что культурно-исторический ансамбль бывшей фабрики Баташевых в настоящее время частично отдан под жилье. В том числе, и один из корпусов фабрики, на придомовой территории которого находится каретный двор. 
 

Территория бывшего каретного двора.

Снос исторической части строения начался 25 августа, говорится в заявлении. Такое задание, как уже было сказано,  обслуживающая дом УК «Зеленый город» получила напрямую от руководства администрации Тулы. 
 
- Снос строения проводился без соответствующих документов, согласия собрания собственников и, наконец, без уведомления владельцев хоз. построек, которые стоят на учете в Росреестре, - сообщается в заявлении.
 
Под официальными формулировками, впрочем, скрывается немаловажная деталь. То, что в заявлении названо «хоз. постройками», по факту, представляет собой сараи. Когда-то, в 19 веке,  этот исторический участок действительно был каретным двором самоварной фабрики. Но в «смутные» времена, когда стране было не до культуры,  местные жители приспособили их под собственные нужды. Статус этих построек, несмотря на многочисленные суды, до сих пор в подвешенном состоянии. 
 
Те самые постройки и часть исторической кладки стены каретного двора.

Решить долгоиграющий вопрос с правообладанием пообещал глава администрации Тулы Евгений Авилов, организовавший пару недель тому назад выездное совещание во дворе многострадального дома, - говорят жители. Тогда же он сообщил, что в рамках благоустройства города, владельцы «исторических» сараев должны привести их в надлежащее состояние. Люди понадеялись, что процессы уборки и оформления собственности последуют параллельно. Но что-то пошло не так…
 
Сохранившаяся часть забора каретного двора.

Развалины сразу обзавелись двумя лагерями защитников: одни принялись рьяно отстаивать собственные сараи, другие - историческую память. Первые ссылались на решение суда Советского района от 7 августа 2013 года, указавшего пофамильно владельцев построек. Вторые - на ФЗ «Об объектах культурного наследия», в частности, на мало известное его положение о сохранении руинированных объектов. По нему, развалины - такой же исторический артефакт, охраняемый в особом порядке. В целом, независимо от мотивов, защитники подготовили прочную правовую базу. Город действовал на основании требования технадзора, которое сам же составил.
 
Пока Минкультуры молчит, статус каретного двора каждая сторона понимает по-своему: для властей- это неприглядные сараи, собственность на которые до сих пор не установлена, для жителей - какое -никакое, но имущество. И единицы вспомнили про памятник культуры. 
 
Эпопея с каретным двором началась еще в 2007 году. Тогда суд отказал в иске тулякам, признав сараи самостроем. После департамент культуры подтвердил право памятника, как объекта регионального значения, введя соответствующий запрет на любые стройки в его пределах. И тут же началось возведение многоэтажки в охранной зоне.
 
Несмотря на обозначенные сроки, рабочих УК на территории нет.

 - К настоящему времени мы пришли к ситуации, когда чиновники, якобы, требуют бывший  каретный двор  восстановить как историческую часть комплекса, а разрешения на оформление собственности не дают, -заканчивают свое заявление в вышестоящие структуры инициативные. 
 
Получается, памятник культуры есть,  заинтересованные в его сохранности тоже есть, но содержать руины ради исторической памяти никто не желает.
 
 Между тем, сегодня - последний день, когда управкомпания по требованию технадзора должна убрать неприглядные остатки легендарного прошлого. 

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру