Под бури гражданской войны
В апреле 1918 года председатель Совнаркома Ленин набросал план реорганизации и развития промышленности, предусматривающий «обращение особого внимания на электрификацию промышленности и транспорта и применение электричества к земледелию. Использование не первоклассных сортов топлива (торф, уголь худших сортов) для получения электроэнергии с наименьшими затратами на добычу и перевоз горючего».
В середине того же 1918-го прервалось поступление нефти из Баку в Московский промышленный район, столица и уездные центры остались без электричества. В этой ситуации востребованными оказались трехлетней давности идеи инженера и революционера, автора «Варшавянки» («Вихри враждебные веют над нами») и бывшего заведующего кабельной электросетью столицы, строителя первых подмосковных электростанций инженера Глеба Кржижановского, который в 1915 году опубликовал доклад об использовании местных видов топлива. В нем Глеб Максимилианович делал акцент на разработке торфяных залежей Центральной России и угольных запасов Мосбасса. Но если вопрос о строительстве электростанции решался однозначно – строить, то место ее расположения стало предметов споров. Один из вариантов предполагал начать стройку поближе к угледобыче, в Епифани или Скопине, но окончательный выбор – с учетом близости железной дороги и Оки – пал на Каширу, входившую до 1923 года в состав Тульской губернии.
Осенью 1918 года в Каширу отправились проектировщики, в начале 1919-го был готов технический проект, Совет Труда и Обороны санкционировал строительство. Вслед за этим к месту предстоящих работ выехали председатель Государственной комиссии по Каширстрою, известный энергетик Александр Васильевич Винтер и главный инженер строительства – квалифицированный инженер-механик Георгий Дмитриевич Цюрюпа, брат заместителя председателя Совнаркома. Словом, все шло обычным порядком…
Обычным, да не совсем: в самом разгаре была гражданская война, в стране царили голод и разруха. Затевать в такое время крупную стройку многим казалось безумием. Тем символичнее выглядели не только само начало строительства – начало похода к новой жизни, но и дата выезда руководителей Каширстроя на место работ: 1 апреля. Молодая власть ломала все старое, в том числе поверья и приметы.
В режиме ручного управления
Сооружение Каширской электростанции Совет Труда и Обороны 14 апреля 1919 года специальным постановлением определил делом государственной важности, имеющим чрезвычайное оборонное значение. Ход работ с самого начала взял под личный контроль Ленин.
«Предлагаю Вам в самом срочном порядке исполнить просьбу ВСНХ о мобилизации в течение двух недель указанного в просьбе Президиума ВСНХ количества различных рабочих для Каширстроя, или в случае невозможности мобилизации, переброске в Каширстрой трудармейских частей Юго-Западного фронта, с техническим персоналом и инструментами», – писал он в Наркомтруд.
В архивах хранятся более полусотни ленинских документов, связанных с Каширстроем: провести в Берлин необходимые заказы для станции; отпустить Каширстрою брезентовые палатки; командировать на стройку врача; доставить провод, болты и шайбы; перебросить строителям грузы; снабдить станцию углем; оставить контору стройуправления в занимаемом помещении; привлечь к ответственности за волокиту с продовольственным снабжением; перевести на Каширстрой специалиста-агронома; набрать штукатуров на строительство; снабдить ГРЭС изоляторами; продлить право прицепки теплушек Каширстроя к пассажирским поездам; привлечь к ответственности виновных в задержке грузовых вагонов; отпустить 8 миллиардов рублей на строительные работы… С Каширстроем вождь мирового пролетариата работал, как сказали бы мы сейчас, в режиме ручного управления.
Параллельно с основным делом строители занимались созданием инфраструктуры: «Большую роль тут сыграла молодежь, комсомольская ячейка, – вспоминал в середине 1960-х годов бывший помощник нивелировщика Каширстроя Георгий Алексеевич Калинин. – Парни и девушки с песнями уезжали в совхозы, с песнями же и возвращались. Уже осенью 1920 года совхозы дали хороший урожай овощей и картофеля, большое количество корма для скота и лошадей. В столовых, в семьях строителей появились дополнительное мясо, молоко, жиры. А это, разумеется, не могло не повлиять на ход стройки».
Эффективно работала и идеологическая машина: на Каширстрое впервые в стране для передовиков ввели звание «Герой труда». Более ста рабочих из шести тысяч строителей получили его вместе с материальными преференциями. Оно давало право на усиленный паек, премиальные промтовары и мануфактуру, стимулирующие выплаты, другие льготы. Соревнование помогало пробудить инициативу людей, которая на стройке «била живым родником, – рассказывал Калинин. – Федоров и Казакова, применившне порох на раскорчевке леса, мастер Грачев и механик Розанов, в корне изменившие качество работ на строительстве водоприемника, десятки других рабочих, внесших свои предложения – всех не перечесть».
* * *
К концу 1919 года строительные работы на Каширстрое были в основном завершены, начались монтаж и отладка оборудования. А в феврале 1920-го ВЦИК РСФСР учредил Государственную комиссию по электрификации Россия, которую возглавил Кржижановский. Она «проделала колоссальную работу… по районированию страны, – отмечал журнал «Смена». – Следующий этап – организация строительств отдельных станций и практическое осуществление идеи Ильича».
Было запланировано сооружение трех десятков электростанций – собственно, этот план и утвердил Съезд Советов, закрепив почетный титул первенца за ГРЭС в Кашире. Ее первую очередь, работающую на торфе, хотели ввести в строй 5 декабря 1921 года, однако уложиться в этот срок не удалось. «Сказалась тяжелая разруха, царившая в стране, острый недостаток оборудования, отсутствие необходимого опыта в строительстве подобных сооружений, да и, чего греха таить, наша собственная нераспорядительность», – так объяснял это ветеран стройки Георгий Калинин.
Первый ток станция дала 30 апреля 1922 года, одновременно состоялось пробное включение первой в России ЛЭП мощностью 110 кВ – электричество пришло с ГРЭС на подстанцию «Кожухово» и далее, в кабельную сеть Москва. «Первая русская установка в 11500 вольт, каковой является Каширская станция и ее электропередача, представляет богатейший материал для практического изучения вопросов высоковольтной техники и тем самым, может сыграть значительную роль в деле развития русских районных электрических станций и электропередачи», – писал по этому поводу журнал «Электричество».
Торжественное открытие станции состоялось 4 июня 1922 года. Это событие положило начало техническому перевооружению отечественной промышленности. На момент ввода в строй Каширская ГРЭС была второй по мощности электростанцией в Европе.