И старина, и современность

Продукция «хэнд-мэйд» высоко ценится во всем мире, и не только потому, что сделанная вручную вещь – индивидуальна и неповторима.

8 августа 2012 в 17:01, просмотров: 9359

Просто в этих – так и хочется сказать – произведениях присутствует неуловимое нечто: аура уюта, теплота души мастера.

И старина,  и современность

И недаром каждое открытие выставки Международного конкурса-фестиваля «Пестрая поляна», что раз в два года проводится в Туле, становится событием для наших земляков. От ярких панно, фартуков, рушников, кисетов, красующихся в Выставочном зале на Красноармейском проспекте, нельзя оторвать глаз. И ведь многие вещи их создатели изготовили именно вручную, несмотря на то что у всех дома есть современные швейные машины.

Организаторами фестиваля выступают музей-усадьба «Ясная Поляна», департамент культуры Тульской области и Тульский областной дом народного творчества. А создан он был в 2004 году по инициативе президента лоскутного шитья России Ларисы Денисовой и солиста ансамбля «Услада» Алексея Чинцова.

Первый тур проводится заочно: по фотографиям, присылаемым в музей-усадьбу, которые оценивают члены жюри – сотрудники «Ясной Поляны» во главе с директором. Затем вышедшие в финал участники приглашаются на тульскую землю.

В этом году приехали мастерицы из Питера, Москвы, Мурманска, Калининграда, Архангельска, Кирова, Белгорода, Центральной России, Дальнего Востока и Белоруссии. В Ясной Поляне в рамках фестиваля прошли несколько выставок, десять мастер-классов и пять «круглых столов» для участников. Как рассказали члены большого фестивального жюри, куда помимо яснополянцев вошли приехавшие из других городов мэтры, изучающие народные традиции, главное требование к участникам – верность тем технологиям и обычаям, что закладывались много веков назад. Разумеется, каждый художник привносит что-то свое в древний промысел, но старается это делать осторожно, бережно, чтобы новизна не истребила старину.

Лоскутное шитье остается своеобразной визитной карточкой фестиваля, но каждый раз к нему добавляется что-то новое. Сейчас впервые демонстрируются вышитые изделия, выполненные в сложных старинных техниках. А еще – кисеты и «лакомники» – вышитые карманы на тесьме, в которые насыпали семечки, пряники и прочие угощения.

Три мини-выставки входят в экспозицию, разместившуюся в зале на Красноармейском. Это работы народного коллектива московской студии традиционного костюма «Русские начала», разнообразные, парадные и повседневные фартуки из музея «Бездежский фартушок», что находится в Белоруссии. А еще один небольшой зал занимают творения художницы из Каргополя Елены Диковой – обладателя Гран-при прошлого фестиваля «Пестрая поляна».

Ее платки, народные костюмы, куклы, выполненные из набитого вручную ситца, выглядят весьма необычно. Она творит в стиле так называемой кубовой набойки – сама размещает рисунок по ткани.

– Эту технологию несколько лет назад мне показала мастерица из Владимира Елена Федорова. На этой выставке представлены работы Елены Александровны и есть описание древнего промысла, когда-то бытовавшего на Руси, – рассказала Елена. – И у себя в Каргополе я устроила небольшую мастерскую и теперь делаю не только набойку, но и игрушки в старинном стиле, а также возродила старинный костюм, что делался из подобных тканей. У меня есть целая коллекция в синих оттенках, которая называется «Синильщики» и представлена здесь. Уже проходили мои выставки в Архангельске, Санкт-Петербурге, Вологде, Петрозаводске, Мурманске, и везде я видела живой интерес людей разного возраста к своим работам. Радует и то, что уже есть ученики, среди которых – моя дочь: есть кому передавать опыт.



    Партнеры