Экспериментальная авторокировка: happy end или…

8 марта прошлого года запомнилось многим тулякам-автолюбителям не только как праздник прекрасной половины человечества. В этот день стартовала программа Правительства РФ по стимулированию продаж новых автомобилей за счет утилизации старых.

В общей сложности на ее реализацию было потрачено более 25 миллиардов федеральных рублей. До 1 апреля 2011 года Министерство промышленности и торговли РФ планирует завершить выдачу сертификатов в рамках данной программы.

8 марта прошлого года запомнилось многим тулякам-автолюбителям  не только как праздник прекрасной половины человечества. В этот день стартовала программа Правительства РФ по стимулированию продаж новых автомобилей за счет утилизации старых.

Автохламу – нет!

Программа, проведение которой даже ее инициаторы называли экспериментом, стала своего рода попыткой поддержать отечественный автопром, серьезно пострадавший в результате обвального падения спроса на новые автомобили.

Первоначально планировалось, что она будет реализована в 19 регионах страны, автопарк которых составляет не менее 2% от общероссийского.

Однако перед стартом эксперимента ограничение было снято. Это означало, что теоретически участником программы мог стать каждый россиянин, владеющий автомобилем, приобретенным 10 и более лет назад. Планировалось, что за 9 месяцев удастся обменять 200 тысяч старых «лошадок» на автомобили отечественного производства или сборки.

Потребители с готовностью встали под знамена очередного проекта по «поддержке отечественного производителя». Сомнений в пользе и эффективности эксперимента, похоже, не было ни у кого. Почтенный средний возраст транспортных средств долгие годы остается одной из основных проблем российского автопарка. О том, что эксплуатация 20 – 30-летних автомобилей отрицательно сказывается как на экологии, так и на внешнем виде дворов и улиц, в наши дни знают даже школьники. Потому возможность приобрести новый, пусть даже выпущенный в России автомобиль за 80 – 90% стоимости стал неплохим стимулом к совершению покупки для целого класса россиян.

Сертификат на уничтожение

Согласно программе, сдав в утиль свою подер-жанную машину и собираясь приобрести взамен нее новую, автовладелец мог рассчитывать на получение у компании-дилера скидку в размере 50 тысяч рублей. При этом для выбора участнику акции были доступны более 70 моделей машин российских и зарубежных марок, производимых на территории России. То есть при средней цене нового авто в 500 тысяч рублей участие в программе означало возможность получить 10-процентный бонус при покупке за государственный счет.

На бумаге оказалось все просто – сдал старую машину, получил сертификат на скидку, заказал новое авто и жди, предчувствуя запах свежего салона. На деле проблемы начались уже на первом этапе. Например, в собственности авто должно было находиться не меньше года. Процедура прощания с автохламом проходила следующим образом: от дилера хозяин получал пять свидетельств об утилизации. Одно отдавал в ГИБДД при снятии с учета, второе – утилизатору, еще два возвращал автодилеру и последнее оставлял себе. Вроде просто, но если все три организации находятся в разных районах города, за один «отгул» на работе вряд ли можно было управиться.

Еще одна препона – снятие с учета старой машины. Лучше всего это было делать в отделении ГИБДД по месту регистрации. В любом другом эта процедура занимала много времени. Потому жители тех городов и районов Тульской области, где не было дилеров выбранной марки автомобиля, были вынуждены тратить несколько дней, мотаясь из одного места в другое. Куда легче оставить у продавца старую машину и доверенность на нее. Ко всему прочему, перед разделкой автомобиль должен быть полностью укомплектован: аккумулятор, генератор и даже знак аварийной остановки. Так что понятие «автохлам» довольно субъективное.

Подводные камни

Однако подобные мелочи – только часть огромного айсберга под названием «программа утилизации старых автомобилей». Машину приходилось либо долго ждать, либо брать более дорогую комплектацию. В минувшем году правозащитным организациям пришлось разбираться с жалобами на нарушение сроков поставки новых автомобилей по программе утилизации автохлама. Не все продавцы добросовестно выполняли условия договора, зачастую не только затягивая время, но и изменяя первоначальные договоренности с клиентом о цвете и марке авто.

По словам начальника отдела защиты прав потребителей департамента предпринимательства и потребительского рынка Тульской области Валерия Сухих, в этом случае гражданам была оказана помощь в подготовке документов. Более половины поступивших обращений были решены для потребителей положительно.

Мнением о программе утилизации автохлама с корреспондентом «МК в Туле» поделился и специалист известного тульского автосервиса Виктор Илларионов:

– Я сам не принимал участие в этой программе, но от своих знакомых клиентов слышал немало негативных отзывов о ее реализации, начиная от срока поставки автомобилей и заканчивая качеством новых машин. Как правило, люди стремились приобрести транспортное средство из сегмента недорогих отечественных автомобилей, то есть марки «Жигули». Очевидно, что на этом этапе производство транспортных средств хромает, поскольку из-за больших объемов и сжатых сроков завод не успевает собирать машины. Потому и срок ожидания самых популярных моделей был очень долгим. Я не удивлен, что многие туляки обращались в областное Управление Роспотребнадзора с жалобами. Некоторые клиенты рассказывают, что новые машины ломаются, не успевая отъехать от техстанции.

Изначально программа, безусловно, преследовала определенные позитивные цели. Бесспорно, изношенный автопарк необходимо менять, поскольку требования к безопасности и технологическим свойствам автомобиля растут. Это положительный момент. Но то, каким образом у нас все это выполняется, вызывает большие сомнения. Я еще ни разу не услышал от своих клиентов ни одного положительного отклика. Причем люди, решившие участвовать в программе, сдавали машины в работоспособном и пригодном состоянии. При определенном уходе автомобиль мог бы прослужить им еще столько же времени, сколько он служил.

На мой взгляд, те машины, которые тульские водители приобрели по программе утилизации, вряд ли имеют такие же характеристики, как их прежние транспортные средства. Это моя позиция. Люди получили машины, которые через несколько лет станут точно таким же хламом, какой они сдали. То есть поменяли шило на мыло. Стоит отметить, что туляки сдали очень много машин, стоимость которых в «неотреставрированном» состоянии достаточно велика. По информации с пунктов сбора автохлама, туда поступают порой очень хорошие экземпляры. А где гарантия того, что сданные в утиль машины потом не появятся на авторынках в виде деталей или авто, собранных из разных запчастей? Впрочем, можно найти и неожиданный позитивный момент. Эксперимент дал ценные данные о рынке: показал наличие в стране огромного потенциального спроса на автомобиль ценой до $4 тысяч, – рассказывает Константин.

Быть или не быть?

Вопрос о том, продолжится ли реализация программы утилизации старых авто, пока остается без ответа. По предварительным оценкам Министерства промышленности РФ, на российском авторынке может быть востребовано дополнительно еще 100 тысяч сертификатов для покупки 100 тысяч автомобилей со скидкой. Это потребует дополнительно 5 миллиардов рублей из бюджета 2011 года. Как считают в Министерстве, если правительство примет решение о выделении средств, то льготная утилизация не завершится. В ближайшее время будет разработана концепция постоянной утилизации автохлама.

Народное мнение

Обменяли бы вы свою машину на новую, воспользовавшись программой по утилизации старых автомобилей? С таким вопросом корреспонденты «МК в Туле» вышли на улицы города:

Дмитрий, 37 лет, ВАЗ-2109:

– Если бы мой автомобиль подходил под условия этой программы, я бы с радостью воспользовался таким предложением. Все-таки наши отечественные автомобили с точки зрения надежности оставляют желать лучшего. А моя «девятка», которой 12 лет, вряд ли стоит больше той суммы, что за нее даст государство при утилизации.

Жанна, 27 лет, Opel Omega:

– Сама я езжу на годовалой иномарке, и думать о замене автомобиля мне пока рано. Я считаю, что такая программа необходима, поскольку благодаря ей на дорогах должно стать меньше старых машин. А это, прежде всего, в лучшую сторону сказывается на безопасности дорожного движения и на решении проблемы пробок на дорогах.

Александр, 29 лет, Skoda Octavia:

– Не думаю, что новый отечественный автомобиль сможет сравниться по комфорту и надежности с иномаркой 10-летней давности. Поэтому я не рассматриваю для себя вариант замены своей «Шкоды» на наш автомобиль даже со скидкой в 50 тысяч. Хотя желающих воспользоваться программой правительства было достаточно, уверен, что все те, кто ездит на машинах иностранного производства, разделят мое мнение.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру