– В детстве я, наверное, как и все, зачитывался романами Жюля Верна, Стивенсона, Джека Лондона, – рассказал мореплаватель. – В какой-то момент понял, что можно забыть о своей мечте и попытаться жить «нормальной» взрослой жизнью. А можно, поставив на карту все, попытаться воплотить самые смелые фантазии.
Балаян выбрал второй вариант – невзирая на житейские невзгоды, посвятить себя дальним странствиям. Долгие годы он провел в архивах, изучая историю, астрономию, навигацию, пока не собрал достаточное количество информации об армянском корабле, несколько веков назад затонувшем в водах Карибского моря. Вместе с друзьями принял решение снарядить в эти места экспедицию.
– Но какое путешествие без собственного корабля? – улыбается Балаян. – Мы проштудировали письменные источники, просмотрели десятки старинных гравюр, чтобы понять, как выглядели средневековые армянские парусники. Сделали необходимые чертежи и… приступили к строительству.
Для будущего судна выбрали самые прочные породы дерева – дуб и сосну. В лесах заготавливали материалы, которые затем перевозили на заброшенный городской полигон недалеко от Еревана. Именно там в течение многих лет рождалось чудо. Настолько долго, что до того практически священного момента, когда корабль был уже почти готов к плаванию, дожили далеко не все его строители.
– По старинной и очень красивой греческой традиции мы ненадолго разместили парусник на городской площади, чтобы все могли полюбоваться на наше творение, – рассказал Балаян. – Впереди было еще долгое путешествие по суше до грузинского порта Поти. Именно оттуда корабль, нареченный «Киликия» в честь древнего армянского царства, должен был отправиться в первое путешествие.
Дорога оказалась непростой. Для парусника соорудили гигантских размеров трейлер, который должен был по узким горным дорогам доставить ценный груз до места назначения.
– Порой казалось, что «Киликия» пытается нам сказать: «Я же морской корабль! Что я делаю здесь на суше?» – признался Балаян. – Но пути назад не было. Ценой неимоверных усилий мы все-таки доставили ее до порта и спустили на воду.
Но на этом приключения мореплавателей не закончились. В первый же шторм сломались весла, и держать курс участникам экспедиции приходилось при помощи… ведер.
– Мы вспомнили, как справлялись с подобными неудачами наши предки, – признался Карен. – Они цепляли на веревки ведра, черпали ими воду, и это помогало придерживаться определенного направления. Мы последовали их примеру… И все закончилось благополучно! И для судна, и для команды. С тех пор обязательно берем с собой в путешествие немаленький запас этих «рулевых принадлежностей».
До места назначения «Киликия» благополучно добралась. А помимо этого побывала еще в 63 портах 25 стран Европы и Азии. В общей сложности парусник преодолел ни много ни мало 28 тысяч километров.
– Думаю, что это только начало, – продолжает мечтать Карен Балаян. – Вместе с тульскими подводными археологами во главе с моим другом Олегом Золотаревым мы планируем совершить масштабную экспедицию в моря Индийского океана. На данный момент располагаем информацией как минимум о пятнадцати судах, нашедших последнее пристанище в его водах. Если все получится, экспедиция перерастет в кругосветное путешествие. Пока это только фантазии… Но мы с соратниками доказали, что на свете нет ничего невыполнимого!