Спортсменка, упав на высокой скорости, сильно ударилась головой о бетонное полотно трека – так, что даже шлем не выдержал и раскололся на части. Полину, вскоре потерявшую сознание, экстренно госпитализировали в Ваныкинскую больницу с открытой черепно-мозговой травмой. На помощь тульским хирургам, благодаря вмешательству губернатора Владимира Груздева, из Москвы приехали специалисты НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифосовского и Главного военного клинического госпиталя имени Н. Н. Бурденко. Вариант с транспортировкой спортсменки в Москву был невозможен из-за ее тяжелого состояния. Велосипедистке сделали операцию, но через сутки после фатального падения она, не приходя в сознание, скончалась.
Что же стало причиной трагедии? Вариантов называли сразу несколько. Например, лопнувшая трубка на велосипеде – то ли спортсменка испугалась хлопка и выпустила руль, то ли машину увело в сторону. Некоторые считали, что Жук могла упасть, зацепившись за велосипед одной из соперниц. Наконец, еще одна версия – Полину подвел шлем, не защитивший ее при ударе о полотно.
Чемпионка мира 1974 года в индивидуальном спринте Тамара Пильщикова, к которой мы обратились за комментарием, не исключила первого варианта, однако отметила: о том, что на вираже выпускать руль из рук нельзя, знает каждый велосипедист.
– Если в такой ситуации спортсмен теряет управление, то он обязательно падает, – отметила Тамара Никитична. – В спринте и кейрине скорости могут быть очень высокими, поэтому материал покрытия трека не важен – бетонная это дорожка, как у нас в Туле, или деревянная. Любое столкновение приводит к травме. А экипировка по сравнению с той, что была тридцать или сорок лет назад, стала ненамного надежнее. В конце 70-х у нас тоже во время соревнований погиб спортсмен: на стыке двух плит одна оказалась чуть выше другой, и на большой скорости это привело к эффекту трамплина.
На этот раз никаких претензий к организаторам соревнований не было – вся техническая документация тульского трека в порядке. А комиссия, в состав которой вошли представители регионального правительства, областной ШВСМ, Федераций велоспорта России и Беларуси, на следующий день констатировала: причина аварии не в неисправной технике или некачественной экипировке, а в тактической ошибке спортсменки.
– В момент захода на последний круг во время соревнований в кейрине спортсмены выбирали подходящую позицию для финишного спурта. Полина шла третьей в спринтерском коридоре. В момент ускорения она встала с седла, машину повело, велосипедистка потеряла равновесие и упала. Это эмоциональный всплеск, одно неловкое движение – других причин, спровоцировавших падение, не было. Об этом свидетельствует и видеозапись, – рассказал главный тренер сборной России по велоспорту на треке Сергей Ковпанец. – Понимаете, когда спортсмен слышит колокол за круг до финиша, он начинает ускоряться, чувствует приток адреналина, поэтому может совершить ошибку. Для нас эта трагедия – конечно, тяжелое потрясение…
С Полиной Жук простились в субботу в родном Бресте.
Она была представительницей велосипедной династии. Ее дед Сергей Рабчук – мастер спорта СССР, заслуженный тренер Беларуси, бабушка Мария Груздова тоже носит мастерский значок. Полину считали восходящей звездочкой республиканского велоспорта. «Если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно», – написано на ее странице «ВКонтакте» среди других любимых цитат. А ниже – сотни соболезнований: от знакомых по вузу и товарищей по команде, от болельщиков и тех, кто попросту потрясен тем, что звезда талантливой девушки так нелепо исчезла с небосвода…