Шокирующие подробности спецоперации на «Булгарии»

Новомосковский водолаз Андрей Сполохов: «Трупы вылетали из «Булгарии», как пробка из бутылки…»

Корреспонденту «МК в Туле» удалось пообщаться с новомосковским водолазом, участвовавшим в ликвидации последствий катастрофы теплохода «Булгарии» на берегах Куйбышевского водохранилища.

Новомосковский водолаз Андрей Сполохов: «Трупы вылетали из «Булгарии», как пробка из бутылки…»

Бойцы Новомосковского отряда быстрого реагирования военизированных горноспасательных частей считаются самыми профессиональными и самыми бесстрашными в Тульской области. Их отправляют на спасение людей в немыслимые условия, и всегда они справляются с любыми задачами. На этот раз шестерым из них выпала очередная тяжелая миссия – искать людей на затонувшем в Волге теплоходе «Булгария». О том, что водолазы увидели на судне и с какими трудностями они столкнулись под водой, корреспонденту «МК в Туле» в эксклюзивном интервью рассказал помощник командира взвода, инструктор легководолазного дела Андрей Сполохов. Несмотря на чудовищную занятость и огромную усталость, он поделился с нами подробностями.

Первое погружение

– В какой день трагедии Вы прибыли на водохранилище? Когда погрузились под воду?

– Во вторник, 12 июля, рано утром мы прибыли на место катастрофы. Со всей страны было порядка 200 водолазов, в среднем по 6 человек из каждого региона. Первое погружение у нас состоялось 13 июля, спуски начались в 11 часов утра и продолжались до 21.00 вечера.

– Говорили, что видимость была плохая…

– Видимость была относительно неплохой. Мы работаем в шахтах – там вообще никакой видимости. Здесь с хорошим фонариком в воде видно ближайшие полметра – метр. В трюмах и отсеках без фонаря, конечно, – кромешная тьма, видимость практически отсутствует.

– Где Вы обнаружили первого погибшего?

– Перед нами стояла задача – обследование верхней прогулочной палубы, всех кают, расположенных на ней, и проверка их на наличие погибших людей. До нас судно неоднократно обследовалось водолазами из Татарстана и Удмуртии. Когда мы погружались под воду, уже начали всплывать элементы мебели с корабля. Они закрывали разбитые окна, через которые мы проникали. Когда по третьему разу проверяли верхнюю палубу, мы обнаружили там одного человека. Впоследствии тела находили и еще…

– Правда ли, что большинство окон на корабле были выбиты?

– Нет, их выбивали водолазы, поскольку без этого невозможно было добраться до утонувших людей. Других способов проникнуть в каюты не было. Мы искали свободные ходы, куда можно было зайти и вытащить оттуда человека. Разбивали окна большие, квадратного сечения, потому что окна круглого сечения – маленькие, и туда со снаряжением не проникнуть. Сложность состояла в том, что корабль лежал на правом борту, и каюты, расположенные на прогулочной палубе, находились практически у дна. Проникнуть в них можно было только через верхние каюты, разбив окно, открыв дверь в каюте и пройдя в коридор.

– В некоторых СМИ прозвучала информация о том, что якобы какие-то металлические двери в запасных ходах были заварены и поэтому люди не смогли спастись... Это так?

– Нет, это не так. Трагедия произошла очень быстро, корабль затонул в считаные минуты. Поэтому у людей, особенно у тех, кто находился на борту, на который накренился корабль, – практически не было никаких шансов.

– Правда ли, что водолазы специально надевали спасательные жилеты на погибших, чтобы легче их тела поднять на поверхность?

– Нет, такого не было. Дело в том, что на третий день под водой трупы раздувались до такой степени, что они вылетали оттуда, как пробка из бутылки. Их невозможно было даже удержать руками. У нас один водолаз из-за этого получил травму. Когда извлекали одного погибшего из трюма, там был трехметровый коридор, в верхней части – металлические двери и узкий проход. И вот, когда коллега из Санкт-Петербурга придерживал утопленника, труп понесло наверх, водолаз зацепился снаряжением за тело и ударился головой о дверь. Хорошо, что все обошлось. На самом деле многие погибшие уже были в этих жилетах. Они успели их надеть, но не успели выбраться.

– То есть вы рисковали?

– Конечно. Дело в том, чтобы проникнуть в нижние части отсеков, трюмов, необходимо было пройти через помещения и лестничные пролеты. Чтобы вернуться обратно, приходилось возвращаться опять по этим коридорам. Свободного выхода на поверхность не было. Поэтому страховали друг друга. Выходили четверками-тройками: то есть один человек оставался на входе, другой – придерживал двери, чтобы они не смогли захлопнуться и перекрыть выход.

Игровая комната – миф?

– По поводу детей, которые находились в музыкальной комнате. Что это за комната?

– Большинство детей находились не в музыкальной, а в игровой комнате. Сколько мы ни интересовались, где она, никто так толком и не мог объяснить. Ни свидетели, ни спасшиеся члены экипажа… Кто-то говорил, что игровая комната – это миф. Просто было небольшое помещение в нижней части корабля, где с детьми занимались. Водолазы вытаскивали детей из всех помещений. Массового скопления детей не было, – Андрей Сполохов незаметно опускает глаза.

– На какой глубине лежал корабль?

– Корабль лежал на глубине не больше двадцати метров. Работали мы в основном на глубине от 8-ми до 14-ти метров.

– Была ли пробоина на теплоходе? Некоторые выжившие пассажиры «Булгарии» утверждают, что затоплению корабля предшествовал мощный толчок. Эксперты не исключают вероятности, что он мог быть последствием внешнего воздействия, в результате чего судно получило пробоину…

– Любое судно сделано по принципу неваляшки, которая всегда стремится вернуться в исходное положение. В результате ураганного порыва и центробежной силы, возникшей при повороте, корабль начал наклоняться. Если корабль попадает на высокую волну и совершает резкий маневр, судно становится бортом именно к волне, то, естественно, оно наклоняется и черпает воду. Если иллюминаторы были открыты, вода могла пойти в корпус. Вообще в такую волну редко кто открывает иллюминаторы.

Работа без перерывов

– Вы искали погибших круглосуточно?

– Работали и днем и ночью, без перерывов – на энтузиазме. Пока мы не устанем, нас не выгонят и не скажут, что нам пришла смена. Мы понимали, это очень важно для близких погибших.

– Когда искали людей на теплоходе, много ли личных вещей встречалось?

– Личных вещей там достаточно. Перед нами также стояла задача: если будут встречаться какие-то документы, электронные приборы, фотоаппараты – все это надо было извлекать. Возможно, это нужно было, чтобы по фотографиям узнать о людях, которые там присутствовали.

– Правда ли, что тело капитана теплохода «Булгария» Александра Островского нашли на нижней палубе, а не в капитанской рубке. Там, где нашли его тело, располагались бары и рестораны. Есть даже версия, что он просто отдыхал с семьей, поручив управление теплоходом помощнику.…

– Я был в каюте капитана в мое первое погружение. Поскольку устройства корабля я не знаю, чтобы как-то сориентироваться, я зашел в первую каюту. Оказалось, что это каюта капитана. Там никого не было. Александра Островского обнаружили вместе с женой до нашего приезда на место катастрофы. Капитан корабля не все время должен находиться в капитанской рубке. Он должен отслеживать весь процесс, который у него происходит на судне. Расследование все покажет.

– Жутко ли там, на дне?

– Это наша работа, нам приходится сталкиваться со смертью постоянно. Но в лица погибшим стараемся никогда не смотреть. Поэтому всегда утонувшего разворачиваем спиной.

– Искать утонувших пассажиров вызвали самых опытных водолазов, но даже им потребовалась психологическая помощь после спуска к теплоходу. Вам она потребовалась?

– Некоторые ребята не выдерживали и прекращали работу под водой. С другой стороны, чем чаще ты ЭТО видишь, тем спокойнее начинаешь относиться. Однако эта трагедия никого из нас, привыкших к массовому горю, не оставила равнодушным. Столько людей погибло, столько детей!

Тур на тот свет

Напомним, полторы недели назад, 10 июля, в 15.58 в водах Куйбышевского водохранилища затонул двухпалубный пассажирский теплоход «Булгария», построенный еще в 1955 году в Чехословакии. Всего на борту находились, по данным МЧС и властей Татарстана, 208 человек, в том числе 25 незарегистрированных. Выжили из них только 79. В понедельник, 18 июля, специалисты приступили к поднятию судна с 20-метровой глубины. Операция может дать ответ на некоторые до сих пор не разгаданные загадки катастрофы.

Сюжет:

Гибель "Булгарии"

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру