Путь на сцену начинается из дома
Музыкально-поэтическое представление «Двенадцать месяцев танго» – это «винтажный коктейль» из поэзии Серебряного века и музыки танго польских композиторов 30-х годов. Именно «винтажный», потому что назвать «ностальгическим» сочетание музыки, театра и произведений Северянина, Мандельштама, Брюсова и Набокова было бы неправильно. Каждое стихотворение живет, дышит и поныне – и стоило ли, спрашивается, вообще добавлять какого-то «ретро-флера», чтобы вновь представить их публике в театрально-поэтическом попурри? Поэтому и костюмы начала прошлого века, и обстановка, и оркестр «Двенадцати месяцев» – не попытка выстроить историческую ретроспективу, а всего лишь, видимо, попытка автора заново пережить и воплотить на сцене неоднозначность Серебряного века.
Народный артист России Вениамин Смехов вместе со своей младшей дочерью Аликой собрали полный зал Тульской областной филармонии.
– Мне мои знакомые говорили: «Куда ты едешь, ведь лето сейчас», – сказал со сцены в начале выступления Вениамин Смехов, – а я поехал. И вот, смотрите – полон зал прекрасных чудаков.
Перед спектаклем театрально-семейный тандем пообщался с тульскими журналистами. Интервью получилось в чем-то трогательным и по-настоящему театральным – Вениамин Борисович практически солировал, предваряя своими рассказами многие вопросы. «Тяжело ли вам выступать вдвоем?» – спросили его. «Конечно тяжело, нужно вставать, одеваться, долго ехать в транспорте…». «Нет, имеется в виду – тяжело ли на сцене?». «А я и рассказываю вам путь к сцене, этот тяжелый путь нужно преодолеть. Чтобы потом легко выйти к зрителю».
Свой путь к тульской сцене Вениамин Борисович Смехов начал с интервью – и рассказал о своей особой любви к Туле.
О прочитанной заново Туле
– Я очень люблю Тулу. У каждого актера, конечно, есть масса воспоминаний, связанных с разными городами. Но у меня с Тулой связаны и личные воспоминания – моя первая книга вышла в издательстве «Советский писатель», которое печатало свои книги в тульской типографии. Это было в 80-е годы. Я помню, мы с моим другом, самым крупным спортивным журналистом того времени Александром Горбуновым, приезжали тогда сюда, навестили и издательство. Также с Тулой меня связывает и имя Владимира Высоцкого. Советский режим с трудом подошел к тому, чтобы принять решение – ну не страшен больше этот человек, его творчество можно разрешить. Но это табу было снято через 8 лет после его смерти. И вот здесь, в Туле, держа две связки книг на сцене, я признался со сцены в любви к Высоцкому. В Туле же живет один из самых верных высоцколюбов – Владимир Щербаков.
Ну а потом были другие поездки, связанные со многими моими друзьями. В Ясную Поляну к Владимиру Толстому, с которым моя семья очень дружна. Затем, помню, несколько лет назад был большой вечер – в день рождения Высоцкого. Он состоялся благодаря Владимиру Щербакову, руководителю тульской полиции Сергею Евгеньевичу Матвееву. Это было просто чудо. Там собрались и изысканные люди, и простодушные – этот факт дает возможность верить в чудо, которое называется Россия. Вот тогда, 26 января, Тула для меня была прочитана заново.
Многие люди весьма простодушно и по-человечески влюблялись и влюбляются в творчество Владимира Семеновича. А уж что касается вашего земляка Матвеева, то все культурные люди знают, что наизусть Высоцкого знают только два человека – сам Высоцкий и Матвеев. Я помню, был день рождения у моего друга, Олега Митяева. Я произнес там тост: «За то, что ты, Олег, подарил мне дружбу с пятью замечательными людьми, я тебе подарю дружбу человека, который, может быть, один стоит многих. Это Матвеев». Митяев был очень рад этому знакомству. То есть получается такая цепочка, связанная с Тулой: Высоцкий – издательство – моя первая книжка – концерты – Сергей Евгеньевич – Олег Митяев.
Семейный спектакль и спектакль «Семья»
– Танго идет от Аргентины, где это была плебейская музыка. Потом это стало музыкой элитарной, снобистской. Эта музыка перешла в Польшу, а из Польши – в Россию. Вот эта замечательная музыка и навеяла какое-то такое авторское безрассудство, которое и вылилось в сегодняшний спектакль. До сегодняшней тульской постановки мы много раз играли его в Москве, несколько раз в Питере, в Твери, в Берлине. Вот сегодня в Туле, а через две недели – в Нью-Йорке. Мы с моей женой Галей привезли когда-то Алике подарок из Аргентины: коллекцию видеозаписей всех аргентинских танго. Галя была уверена, что это именно репертуар для моей дочери.
Потом мы ушли от Аргентины в сторону более близкую для России – к польскому танго. «Утомленное солнце», «У самовара я и моя Маша» – эти польские мелодии были музыкой моего детства, и я решил вернуть их к жизни и написать к ним новые тексты. Программа получилась насыщенная и динамичная, в ней встречаются музыка танго и энергия стиха. Мы с Аликой впервые работаем на сцене как партнеры. Я очень рад, что мы с моей женой Галиной подарили это танго нашей любимой дочери. Она необыкновенно хорошо, артистически стильно все исполняет.
– Для меня это большая честь прежде всего, – включается в разговор Алика Смехова.
– Она очень себя критикует, – вновь возвращается к заданной «ноте» беседы народный артист, – все, что будет происходить на сцене – это вроде бы и о ее судьбе, и о судьбе другой такой, подобной ей, девочки. Кстати, у Алики вышла книга недавно.
– Да, я была беременна, и был момент, когда было время чем-то заняться, – продолжает Алика, – и мои близкие меня вдохновили, сориентировали, помогли, настроили. И вообще в последнее время я вижу огромную поддержку со стороны родственников именно в творческом плане.
– Интересно, что, когда у меня совсем не было никакой работы, Алика пригласила меня сняться в фильме «Все мужчины молодцы», – поддерживает ее Смехов.
– Нет, это был фильм «Все мужчины сволочи», – отвечает Алика. Кажется, что спектакль уже начался и идет театральный диалог.
– После этого меня практически каждый день стали приглашать в кино.
– Я надеюсь, все понимают, что это шутка.
– А я надеялся, что здесь нет ни одного человека с чувством юмора.
Про Твиттер и Павла Астахова
– Нет, я не очень мобильный человек, Интернетом плохо владею, – отвечает Алика на вопрос о своем Твиттере, – но я так, потихонечку, втягиваюсь. В Твиттер я пишу, но не отвечаю, правда, никому…
– Алика, как и я, хочет быть в постоянном контакте, – поддерживает ее Вениамин Борисович, – и именно потому, что она еще не до конца овладела Интернетом, ей приходится все время ездить со мной.
– Планы у нас совместные, мы едем скоро на гастроли в Америку, – отвечает Алика на вопрос о предстоящих событиях.
– А мне рассказал Павел Астахов, который только что вернулся из Нью-Йорка, что видел там наши афиши, – говорит Вениамин Смехов.
– Так он только что в Тулу приезжал…
– Ну да, это такая традиция, наверное. Из Тулы – сразу в Нью-Йорк.