Чудо крупа

Может ли крупа быть православной?

На прошлой неделе определенный резонанс получила история с использованием изображения православной иконы на упаковках продуктов питания производства предприятия ООО «Тула продукт».
 

Может ли крупа быть православной?

Руководство предприятия считает, что образ великомученика Пантелеимона Исцелителя на пачках с крупой должен резко снизить уровень заболеваемости потребителей. Продукт, со слов производителя, изготовлялся и сортировался в присутствии освященной в Богородичном Пантелеимоновом Щегловском мужском монастыре иконы великомученика. Наместник же монастыря считает, что подобного рода «нововведения» являются либо выгодной коммерческой уловкой, либо – неразумным поступком при желании «сделать как лучше».

Из Москвы в Тулу за «чудо-крупой»

– Производители связались со мной, рассказали, с какой целью это было сделано, – пояснил корреспонденту «МК в Туле» архимандрит Клавдиан, наместник Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря, – хочется верить, что сделано это было действительно из благих побуждений. Как бы то ни было, так поступать нельзя. Во-первых, иконе не место на упаковке. Во-вторых, может сложиться впечатление, что монастырь начал приторговывать крупами.

Уже в Москве и Московской области, представляете, на приходах стали ходить слухи о том, что в каком-то тульском монастыре можно достать эту «чудодейственную» крупу. И люди узнают где, и приезжают, и спрашивают. Чисто по-человечески я, конечно, давно простил производителей. А вот как настоятель я обязан довести это дело до конца. Просто чтобы люди не обманывались насчет «чудесных» свойств этого продукта питания. И чтобы не падала тень на деятельность монастыря.

Священнослужители обратились в прокуратуру, факт такого обращения «МК в Туле» подтвердили в пресс-службе Тульской областной прокуратуры. Сейчас обращение передано для рассмотрения в прокуратуру того района, где находится монастырь.

В свою очередь руководство предприятия ООО «Тула продукт» распространило в СМИ релиз за подписью генерального директора предприятия Сергея Силаева, в котором сообщается, что изначально освященная икона великомученика Пантелеимона была приобретена в церковной лавке Щегловского монастыря. После чего ее поместили в один из производственных цехов.

После этого, как утверждает автор релиза, работники производства стали намного реже болеть, даже в простудный период. Тогда и было принято решение разместить изображение святого на упаковке продукции вместе с сопроводительной надписью: «Изготовлено/складировано в благодатном присутствии образа Святого Целителя Пантелеимона, освященного в Богородичном Пантелеимоновом Щегловском Монастыре г. Тулы».

«Уже через несколько недель на предприятие стали поступать многочисленные сообщения от потребителей о том, что они стали лучше себя чувствовать и что у них стали пропадать различные недуги. Как и в случае с работниками предприятия никакого другого объяснения, кроме вмешательства Св. Пантелеимона, придумать не удалось. Да и надо ли? Ведь результат – явно положительный!» – говорится в релизе.

Изготовитель крупы просит прощения у настоятеля за то, что не был продуман вопрос утилизации упаковки – недопустимо, чтобы изображение иконы было отправлено в мусорное ведро. Поэтому из следующей партии крупы образ святого с упаковок будет убран. «Отныне стикер будет содержать только информацию о том, что продукция изготовлена в присутствии образа Святого Целителя Пантелеимона. Предприятие надеется, что это присутствие и в дальнейшем будем иметь столь благотворное влияние на здоровье потребителей», – сказано в письме.

«Съел что-то – и спасся. Так не бывает. Нужно работать.»

– Если у производителей и было желание помочь людям, то нужно было получить благословение в епархии и спросить, как именно это можно сделать. В любом случае не в такой форме, как это получилось в итоге, – рассказал «МК в Туле» протоиерей Максим Троеглазов, настоятель храма Димитрия Солунского, председатель издательского отдела и отдела по связям со СМИ Тульской и Белевской епархии, – а так это похоже на один из вариантов шарлатанства, когда из невежества людей извлекается коммерческая выгода. Даже странно, что люди могут верить в то, что действительно можно поесть какой-то горох или крупу и тем самым спастись или исцелиться. Считающие так совершенно не понимают сути христианства.

Главное – это работа над собой, старание и приложение усилий, чтобы изменить себя к лучшему, борьба со своими грехами. А здесь отношения к Церкви совершенно неправильное, потребительское: дескать, поем горох и спасусь. А что ты сам сделал для своего спасения, какую работу провел, какой свой грех победил? Вот и получается, что Церковь многими воспринимается просто как еще один институт, оказывающий определенный вид услуг. Это совершенно неправильно и в корне неверно. Не говоря уже о том, что подобного рода случаи – это результат глубочайшего религиозного невежества. Съел что-то – и спасся. Так не бывает. Нужно работать.

– Икону не стоит использовать в рекламных целях, икона для другого предназначена, – говорит Юрий Земцов, иконописец, доцент кафедры теологии ТулГУ, – икона – это святыня. У иконы есть несколько функций, первая из которых – коммуникативная. То есть икона призвана обеспечить общение с тем, кто на ней изображен, с личностью того, кто на ней изображен. Эта функция достижима благодаря тому, что личность изображенного особым образом на иконе присутствует.

Сами понимаете, что выбрасывать потом упаковку с иконой в мусорное ведро, – жуткое кощунство. Икона предназначена для того, чтобы молиться перед ней. Молиться на тот образ, который на ней. И больше ни для чего икону нельзя применять. К тому же и нет никакого смысла размещать икону на продуктах питания. Можно же просто сотворить молитву и осенить еду крестным знамением. Знамение креста, налагаемое на продукт, изгоняет всех бесов. И никакой дополнительной символики не надо. И это поможет избежать всяких нехороших ситуаций, когда непонятно, что делать с этой упаковкой.

К слову, когда какие-либо предметы из храма приходят в негодность, их ни в коем случае нельзя выбрасывать. Огарки свечей, совсем ветхие иконы, старые книги и тому подобные вещи нужно принести в храм. Эти вещи сжигаются в специальных местах, «не попираемых ногами». «В храме все освящено, – говорит протоиерей Максим Троеглазов, – мы даже воду, которой моем полы в храме, сливаем потом в специальный колодец». Священник считает, что столь распространенная сегодня «православная бижутерия» (например, женские браслеты с иконами) только рассеивают внимание, лишают благоговейного отношения к святыне.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру