До сих пор бытует мнение, что вечерняя форма обучения – для неудачников и двоечников. Тем не менее несколько тысяч граждан России ежегодно получают среднее образование в подобных учебных заведениях. Уроки здесь проходят в две смены, а ученики могут запросто стать заочниками или завершить образование как Владимир Ленин – экстерном. И, пожалуй, самое примечательное в данном учебном заведении то, что только здесь за одной партой могут оказаться трудный подросток и менеджер среднего звена.
Для работающей молодёжи
В 1943 году в городе оружейников была открыта вечерняя (сменная) школа №1 для работающей молодёжи. В старинном здании по улице Советской, 73 учебное заведение размещается с 60-х годов прошлого века.
– Многие туляки знают, что по этому адресу расположена вечерняя школа. Ученики к нам приезжают практически со всего города: из Центрального, Пролетарского и Советского районов. Ближе всего тем, кто работает на Центральном рынке продавцом или грузчиком. Здание школы построено еще до революции, но что там было до 40-х годов XIX века, никто толком не знает. В годы Великой Отечественной войны здесь располагался штаб 110-ой стрелковой дивизии. Потом тут была дневная школа №41. А с 60-х годов это здание занимает наше образовательное учреждение, – рассказывает директор вечерней (сменной) школы №1 Людмила Степановна Крайнева.
Новое содержание старого учреждения
На первый взгляд, вечерняя школа ничем не отличается от обычной. Те же парты, доски, учителя с журналами… Однако некоторые отличия все же существуют.
– Программу, на которую в обычной средней школе отведено два года (10-й и 11-й классы), в вечерней ученики осваивают за 3. Хотя суммарное количество часов по предметам остается неизменным. Наша школа оказалась гибким учебным заведением, способным быстро и точно реагировать на социальные запросы общества. От былых времен практически ничего не осталось – разве что старая вывеска. Старое понятие «вечерки» исчезает, образовательная система наполняется новым содержанием. В школе разнообразные формы занятий – лишь бы было удобно ученикам: очные, заочные, индивидуальные, экстернат. Учителя уже давно применяют на практике дифференцированный подход к своим учащимся и в обучении, и в воспитании. С нашими учениками также работают психологи и социальные педагоги, – отмечает Людмила Крайнева.
Ганжу здесь не увидишь
Среднестатистический портрет нынешнего ученика вечерней школы кардинально отличается от представителей поколения 60-70-х годов прошлого века, хорошо известных нам по любимым фильмам «Весна на Заречной улице», «Девчата» и «Большая перемена». На смену задиристому Ганже и бестолковому любителю танцев Генке Ляпишеву пришли совсем другие герои. Сегодня в учебное заведение принимают неработающих ребят с 15 лет. По словам директора школы Людмилы Степановны, растёт заинтересованность в получении образования и у людей более старшего возраста. Если раньше здесь учились только работающие люди, то сейчас ситуация изменилась.
– Контингент наших учащихся менялся несколько раз: были взрослые люди, которые работали. В 80-х годах школа стала «молодеть». Мы стали обучать подростков 14-ти, 15-ти и 16-ти лет. В конце 90-х учебное заведение «повзрослело» – к нам начали приходить более взрослые ученики. По сути, двери школы стали открыты для всех, кто по разным причинам не доучился: для «трудных» детей из неблагополучных семей и молодых людей, которые из-за материального положения вынуждены совмещать учёбу с работой; для юных мам с малышами и тех, кто ещё только собирается ими стать.
Мы их так и называем – «взрослые дети», – говорит Людмила Степановна. – Они так же, как и маленькие, уроки не учат, озоруют. Единственное отличие – в их самонадеянности. Некоторые приходят и заявляют, что больше не будут ходить на уроки, поскольку и так все знают. Грустно, что многие так пренебрежительно относятся к нашему учебному заведению. А ведь вечерняя школа – это единственное и последнее место, где готовы принять абсолютно любого человека. В одном журнале я прочитала, что вечерняя школа – это последняя пристань. Для многих мы последняя надежда на нормальную жизнь. Кто, кроме «вечёрки», поможет им получить среднее образование?
В городе всегда нужна школа, куда можно прийти учиться в случае самых непредвиденных жизненных обстоятельств, срывов и неурядиц.
О востребованности школы говорит количество учащихся. Сегодня в вечерней школе №1 обучается 341 ученик. Многим из них далеко за тридцать. Кстати, примерно половина выпускников «вечерки» в дальнейшем продолжает обучение. Нередко бывает так, что в одном классе самому младшему ученику – 16, самому старшему – около сорока. Учителя говорят, что при этом молодые быстрее взрослеют, а те, кто постарше, словно возвращаются в юность. Правда, по словам Людмилы Степановны, со взрослыми учениками работать легче: они гораздо серьезнее относятся к учебе, а с несовершеннолетними порой очень сложно. От многих из них отказались в обычных школах: кто-то уже стоит на учете в детской комнате милиции, кто-то не избалован вниманием и душевным теплом родных. Словом, не понаслышке знакомы они с изнанкой жизни.
Вторые родители
В тульской «вечерке» трудятся 17 педагогов. По словам Людмилы Степановны, каждый учитель «вечерки» относится к учащимся, как к родным детям.
– Классные руководители каждый день звонят домой, напоминают о занятиях, зачетах и экзаменах. Они играют большую роль в жизни наших учеников. В течение учебного года они пять раз обязательно посещают дома наших воспитанников. У нас в школе работают очень опытные педагоги. Многие из них посвятили более 25 лет работе в нашем образовательном учреждении. Одному учителю математики в этом году исполнилось 75 лет. Это Эмма Ефимовна Новикова, – говорит Людмила Крайнева.
Неудобный ЕГЭ
Как и во всех обычных школах, каждому воспитаннику «вечерки» предстоит сдать Единый государственный экзамен. За два-три года педагогам образовательного учреждения необходимо «вытянуть» своих учеников на уровень, достаточный для сдачи экзамена. Никаких поблажек для ребят, получающих образование в вечерней школе, нет.
– Самое неудобное в данном случае – не подготовка учащихся к сдаче Единого государственного экзамена, а то, что он проводится один раз в год ровно в 9 часов утра, когда наши воспитанники обычно работают. К сожалению, современным руководителям предприятий часто просто наплевать на то, что их подчиненные учатся в ...школе. Мы всегда связываемся с ними, просим их отпустить ребят на экзамен, пишем письма с просьбой предоставить ученикам свободный день. Но очень часто сталкиваемся с непониманием. Выбор такой: либо учись, либо работай. Поэтому многих наших учащихся даже на ЕГЭ не отпускают, – рассказывает директор вечерней (сменной) школы №1.
В результате ученики «вечерки», не получив аттестата об общем образовании, не имеют возможности улучшить условия своей работы и вынуждены ждать целый год до следующего ЕГЭ.
Многие учащиеся после окончания вечерней (сменной) школы поступают в высшие учебные заведения. По словам Людмилы Степановны, таких выпускников ежегодно – около 30 процентов.
Праздник и для них
Праздник «последнего» звонка в вечерней (сменной) школе проводится ежегодно. Воспитанники и учителя готовятся к нему с особой тщательностью, пишут специальный сценарий, приглашают артистов Тульской филармонии.
– Наши ученики – наши дети. Поэтому мы говорим им, чтобы они забыли о своем возрасте и приходили на праздник. Право дать «последний» звонок мы даем лучшему ученику-выпускнику…
А это значит, что позади домашние задания, невыученные уроки, ответы у доски и шутки на уроках. Память о школьной поре, сколько бы ни было лет ученикам, – это навсегда, это на всю жизнь…