Социальных предпринимателей вытесняют из Белева поджогами

Социальных предпринимателей вытесняют из Белева поджогами

В Белёве точки притяжения туристов, людей с ограниченными возможностями и детей, вероятно, попали в чью-то немилость. Такой вывод можно сделать, изучив сводки чрезвычайного ведомства. Меньше, чем за полгода, в городе частично уничтожено огнем и одно из строений туристического комплекса «Пряничный город», и здание секции «Спортивное поколение». И связь между этими, казалось бы, разными по направлению объектами есть — они принадлежат одной семье — социальным предпринимателям Дмитриевым — Андрею и Максиму. Это отец и сын.

Но обо всё по порядку. В ночь на 10 сентября прошлого года в результате пожара выгорело здание дегустационного зала и гостиницы для людей с ОВЗ.

Новая точка в туристическом маршруте Тульской области

«Здание я купил в Белёве на торгах. Имущественный комплекс был аварийным. Восстановил, открыл туристический центр. Средства на ремонт тратил собственные, плюс получал займы с господдержкой. «Пряничный город» подошел под федеральную госпрограмму «Доступная среда», получил грант. На эти деньги построили инфраструктуру для людей с ограниченными возможностями. Мы с радостью принимали у себя в гостях взрослых и детей, туристов и жителей города», - рассказал «МК в Туле» владелец комплекса Андрей Дмитриев.

До пожара в состав комплекса «Пряничный город» входили: музей «Белевский пряник», центр приема гостей, производственные мастерские, дегустационный зал, комната отдыха для инвалидов. Проект реализовывался при поддержке таких нацпроектов, как «Туризм и индустрия гостеприимства» и «Малое и среднее предпринимательство». Главная особенность, пояснил Дмитриев, - это адаптация зданий комплекса для людей с ограниченными возможностями: пандусы, отдельная комната отдыха.

По словам Андрея Дмитриева, в «Пряничный город» приезжали туристы из разных уголков России. Их интересовала и отдельно стоящая производственная мастерская, и дегустационный зал, где гости могли выпить чай с белевскими пряниками, и многое другое. Владелец стоил планы на включение Белева в экскурсионные маршруты для людей с ОВЗ. Однако пока их реализацию пришлось отложить, а, возможно, и забыть об этом насовсем.

«Люди боятся приезжать на экскурсии»

«10 сентября должен был остаться в Белёве, ждал результатов выборов в комнате отдыха для инвалидов. Вечером вызвали по делам в Тулу. Сел в машину, поехал. Вдруг звонок. Говорят: «Вы горите». Горели дегустационный зал и комната отдыха инвалидов. Вернулся в Белев, вместе с МЧС составил протоколы. Налицо — явный поджог комнаты для инвалидов. Там, где я должен был остаться спать. Я написал в полицию заявление об угрозе жизни и здоровью. У меня есть предположения, кто мог это сделать, я изложил все свои мысли в заявлении.

С тех пор, как произошел пожар, мы смогли провести всего одну экскурсию. Мне пока не разрешили трогать место пожара. Я завесил все баннерами, чтобы не пугать никого. Не знаю, нужно ли развивать социальный бизнес в районе, где происходит такое. После ЧП люди боятся приезжать на экскурсии», - рассказал Дмитриев.

Владелец сетует, что о возмещении ущерба не может идти и речи — ничего не успел застраховать.

Из заключения МЧС (есть в распоряжении редакции «МК в Туле») следует, здание подожгли. Специалисты изучили несколько образцов, взятых с места происшествия. На одном из них обнаружена смесь, характерная для светлых нефтепродуктов.

«В данном случае объект исследования, вероятно, представляет собой тяжелые нефтяные фракции (масла, смазки) или сильно выгоревшее дизельное топливо. Эти соединения относятся к группе ЛВЖ или ГЖ (легковоспламеняющиеся жидкости или горючие жидкости — прим. ред.). Очаг пожара находился на наружных конструктивных элементах строения в его юго-восточной части. Причиной возникновения пожара послужило загорание горючих материалов от привнесенного источника открытого огня (пламя спички, зажигалки). При этом в качестве интенсификатора горения была применена легковоспламеняющаяся и/или горючая жидкость», - говорится в выводах экспертов чрезвычайного ведомства.

Белевский ОВД возбудил уголовное дело о поджоге туристического комплекса. Преступление квалифицировали по ч. 2 статьи 167 УК РФ (умышленное уничтожение или повреждение имущества из хулиганских побуждений).

В МЧС оценили сумму ущерба в два миллиона рублей, сообщил владелец. Однако он убежден, что понес гораздо большие убытки.

«В оценку не вошла рухнувшая крыша, а также закопченное от пожара оборудование. Вместе с ней: плитка, унитазы. Да, физически они не пострадали. Но пользоваться ими в таком виде — невозможно», - добавил Дмитриев.

Он также обратился в прокуратуру Тульской области. В соответствующем документе он выразил мнение, что его жизни и здоровью, а также его семье угрожает опасность. Бизнесмен предположил, что его деятельность как социального предпринимателя и инвестора заблокирована.

«Никаких сборов я не открывал, намерен все восстановить сам. Но люди сами несут и присылают пожертвования на ремонт. И белёвцы, и гости со всех уголков России, даже те, кто приезжал к нам из Сибири. Больше всего растрогал совет ветеранов из Суворова — передали деньги. Говорю: «Не нужно, лучше приходите на экскурсии», - рассказывает Андрей Дмитриев.

Новое дело

Спустя четыре месяца в Белеве загорелась детская секция «Спортивное поколение». Ей руководит уже сын Андрея Дмитриева — Максим.

Сообщение о пожаре поступило в МЧС в 5.24 утра 18 января. Огонь охватил крыльцо.

«В результате происшествия обгорела стена на площади 3,5 кв.м, в строении обгорела обрешетка кровли на площади 4 кв.м. Пострадавших нет», - говорится в сводке чрезвычайного ведомства.

По мнению руководителя центра, в произошедшем нет случайности, ведь в месте, откуда огонь начал распространяться, отсутствуют провода, а, значит, и о «неисправности проводки» говорить не приходится.

«Облили бензином пристройку запасного выхода, она деревянная, и подожгли. Благо, люди быстро среагировали, и мы не так сильно пострадали. В здании стоит вода, потолки погорели, светильники отпадают, стоит запах гари. Само здание целое. То, что это поджог, очевидно. Сейчас проведут экспертизу. Сложно представить, что стена здания загорелась сама в сугробе.

МЧС и полиция сразу сказали, что поджог: стена загорелась с внешней стороны. Изнутри там черный выход: нет ни электропроводки, ни розеток, ни о каком замыкании не может идти и речи. На здании стоят камеры наблюдения, злоумышленники специально выбрали «слепую зону». В 5.15 на видео появился резкий свет и вспышка. Будто бутылку с бензином кинули. Нашли потом следы на сугробе возле забора», - выразил мнение Максим Дмитриев.

В МЧС пока еще не завершили работу по отчету о причинах пожара.

По словам Дмитриева, вероятный поджог — попытка заблокировать в городе работу социальных предпринимателей.

«К нам ходит более 80 детей. С детьми участников СВО и ребятами из сложных семей мы занимаемся бесплатно, есть и платные группы. Мы получали социальный грант за наш проект. Это не тот бизнес, где будут колоссальные доходы, по правде говоря. Он сделан для детей. Денег здесь нет», - подчеркнул Дмитриев.

По факту инцидента возбуждено уголовное дело. Само здание от огня не пострадало, однако во время ликвидации огня вода попала в зал для занятий. На стенах остались разводы, а напольное покрытие татами требует длительной сушки, уничтожены прибор учета тепла и часть осветительных приборов. Сколько понадобится времени для полного восстановления помещения школы - пока неизвестно.

После пожара в адрес руководителя секции начали стали поступать предложения о помощи и поддержке от жителей Белева. Родители воспитанников написали обращение в адрес губернатора Тульской области с просьбой разобраться в ситуации.

Социальные предприниматели признаются, что в попытке реализовать важные для города проекты, развивать инвестиционный потенциал столкнулись с мощным противодействием. Неясным остается, кто и почему пытается в Белеве свернуть важные инициативы, направленные на работу с детьми, в том числе и с семьями участников СВО.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру